Самарцам наконец-то был представлен на обсуждение основной документ, регулирующий вопросы строительства и земельных отношений в городе – Правила застройки и землепользования. 9 января, в первый рабочий день нового года, одновременно на четырёх площадках прошли публичные слушания, собравшие, по данным городской администрации, более 4 тысяч человек. Не дожидаясь публикации официальных результатов слушаний, заместитель главы Самары Виктор Кудряшов в своём микроблоге в Twitter уже на следующий день чиркнул: «Абсолютное большинство самарцев поддержали на слушаниях проект новых правил застройки и землепользования». Это заявление возмутило многих участников слушаний, уверяющих, что настрой в залах был скорее негативным, а подсчёт голосов можно назвать абсолютно произвольным. Критики ПЗЗ и прошедшей процедуры говорят об их «непрозрачности», низкой информированности населения и ужасающей организации мероприятия.
С проектом основополагающего градостроительного документа жители могли познакомиться либо в администрациях районов, либо в «Самарской газете» тиражом более 20 тысяч экземпляров - в шестьдесят раз меньше населения города. Руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко считает, что «информационная поддержка слушаний стремилась к нулю».
«Лично у меня долгое время ушло на то, чтобы найти внятную информацию об этих правилах - сам документ, карту и так далее. Эта работа была организована очень плохо, не знаю, преднамеренно или нет. Плюс слушания были назначены на первый рабочий день. Всё это говорило о том, что значительная часть населения не будет готова к содержательной дискуссии», – рассказал г-н Ермоленко в беседе с ИА «Засекин».
По отзывам участников, несмотря на то, что слушания были назначены на 18:00, залы, отведённые под процедуру, к этому часу были уже переполнены. Так, весь партер Центра творчества учащихся медико-технического лицея, где проходили слушания для жителей Октябрьского, Ленинского и Железнодорожного районов, за час до мероприятия был занят гражданами, впоследствии дружно проголосовавшими за принятие новых правил. По информации представителей общественности, это, видимо, были сотрудники трамвайно-троллейбусного управления, пришедшие на слушания «за отгул». Как замечают очевидцы, после мероприятия их увезли автобусы, стоявшие недалеко от СМТЛ.
«Это говорит, что голосование было организована не без участия городской администрации», - считает правозащитник, главный редактор ИА «Свобода» Александр Лашманкин.
С этим мнением не согласен Игорь Ермоленко, считающий, что в этот раз на слушаниях не был задействован «административный ресурс», «точно не было завоза людей на автобусах», «присутствующие не производили впечатление людей, которых понудили туда прийти». Правда, следует заметить, что г-н Ермоленко является заместителем директора СМТЛ, где проходили слушания. В целом оставшийся довольным проектом ПЗЗ, он считает, что против него голосовали во многом не противники конкретного документа, а те, «кому не нравятся действия властей в принципе».
Между тем, участники жалуются на недопустимую организацию мероприятия: людям отказывали в регистрации, на всех не хватило бланков для голосования, залы были рассчитаны на 350-400 человек, при том, что на каждый участок пришло более тысячи. Но самая главная претензия людей, практически сводящая на «нет» все слушания, заключается в фактическом отсутствии подсчёта голосов. В СМТЛ члены президиума вольно осмотрели число проголосовавших, что-то записали в блокнотах, после чего глава Октябрьского района Алла Волчкова, председательствовавшая на слушаниях, заявила, что итоги мероприятия будут сообщены позже в официальном опубликовании. Аналогичным образом поступили на всех четырёх площадках. То есть, организаторы оставили за собой возможность записать любые результаты, оспорить их всё равно будет невозможно.
На следующий день самарскую блогосферу «взорвали» возмущённые комментарии жителей, недовольных ходом и результатом слушаний. Участники говорят о наводнении залов «завозными» людьми и произвольном подсчёте голосов. В комментариях к упомянутому твитту Виктора Кудряшова появились обвинения в фальсификации результатов. «Ваши провалившиеся слушания зафиксированы на видео с двумя третями голосующими ПРОТИВ», - написал пользователь под ником CyberSamara. «Зачем было сгонять бюджетников в рабочее время на слушания, препятствовать регистрации обычных граждан?», - задаёт вопрос некто Carl sagan. Следует отметить, что чиновник никак не отреагировал на эти обвинения.
В своих выступлениях участники слушаний в основном говорили о собственных земельных участках, попавших не «в ту зону», и большинство замечаний носили локальный характер. Однако у представителей общественности, изучивших материалы, были и принципиальные претензии к документу: большое количество территорий выведено из числа рекреационных, городские леса переводятся в зону, связанную с той или иной функциональной застройкой. Это касается волжского склона, Радиоцентра и районов памятников природы. В документе также не учтено несколько памятников природы, к примеру озёро Гатное.
«И вообще, если в прошлых ПЗЗ была отдельная карта памятников природы, то в этих я её не нашёл, хотя внимательно изучал материалы. Городских озёр практически не остаётся, это же касается лесов и парков», - сетует Александр Лашманкин. При этом чиновники заявляли, что сохранение зелёных зон и запрет на точечное строительство является приоритетным принципом нового документа, и говорили о выделении участков под новые скверы, где запрещено строительство. При этом судьба существующих «зелёных территорий» пока остаётся неясной.
Серьёзные опасения вызывает и будущее исторической части города. Невзирая на то, что, по словам Виктора Кудряшова, «новый проект правил в первую очередь направлен на защиту от хаотичной застройки зеленых зон и исторической части города», общественники считают, что документ легитимирует снос значительной части исторического наследия. Отметим, что для старой Самары документ устанавливает преобладающую высотность от 15 до 22,5 метров. Однако власти оставляют за собой возможность отклоняться от данных параметров – после «общественного обсуждения», которое и ранее носило рекомендательный характер, а в новом варианте ПЗЗ и вовсе не подразумевает учёта мнения горожан. Дело в том, что в принимаемых ПЗЗ прописан и регламент будущих публичных слушаний – без какого-либо голосования. Теперь они будут носить лишь совещательный характер и нести чисто информационную функцию.
«На мой взгляд, это не просто не демократично, это серьёзным образом сужает возможность демонстрации мнения населения, - считает Игорь Ермоленко. К числу недостатков документа он относит также и то, что статья об информировании населения по ситуации с ПЗЗ «практически никакая и ни к чему не обязывающая». Вопросы у политика вызывает и статья о принудительном изъятии земель для муниципальных нужд, которая «не укладывается в логику федерального и регионального законодательства и, самое главное, позволяет изымать земли постановлением администрации без всяких публичных слушаний».
После «контрольного» рассмотрения в городской администрации проект Правил застройки и землепользования направят в Самарскую городскую думу и, как ожидается, уже весной этого года он будет утверждён. Однако характер проведения публичных слушаний, независимо от качества Правил, неизбежно заставляет усомниться в чистоте помыслов их организаторов и ставит под сомнение подлинную легитимность самого документа. Увы, но администрация Дмитрия Азарова, несмотря на всю свою декларативную открытость, в очередной раз продемонстрировала верность «заветам и традициям» Георгия Лиманского и Виктора Тархова.
Елена Вавина
Фото Нины Дюковой
Комментарии (0)
Оставить комментарий