Эксперты ИА «Засекин» подвели итоги уходящего 2013 года и поделились своими надеждами и опасениями, связанными с годом 2014-м. Кадровые изменения в кабинетах федеральной и региональной властей, результаты работы губернатора Николая Меркушкина, амнистия и освобождение Михаила Ходорковского, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] теракты в Волгограде и закон о запрете гей-пропаганды - эти и другие темы волновали четырёх наших «итоговых» экспертов в уходящем году.

 

Год без героев

Опрошенные эксперты ИА «Засекин» затруднились назвать героя и антигероя уходящего 2013 года, как в Самарской области, так и в России в целом. И хотя, кажется, в нашем общественно-политическом поле ещё есть колоритные личности, но все они давно потускнели в потоке ежедневной рутины и не тянут на героический статус.

«В 2013 году не было индивидуумов, если не считать Путина, Навального, Ходорковского, но все они уже с нами так давно, что не воспринимаются, как герои, - рассуждает правозащитница Людмила Кузьмина. - Мне кажется, что в 2013 году были коллективные герой и антигерой. Коллективный антигерой – это президент и «дурдума», которые включили свои личные страхи и вместо того, чтобы обустраивать реальную жизнь, стали печатать законы, которые ничего не дали. О результатах их работы мы можем судить по терактам в Волгограде».

Коллективным героем Людмила Гавриловна назвала простых граждан, которые выходили на митинги, были наблюдателями на выборах, пытались участвовать в этих выборах, «понимая,  что эта  система не работает».

 

Событие-2013

2013 год стал во многом годом продолжений. Продолжилось завершение олимпийской стройки, продолжились показательные антикоррупционные процессы и снижение темпов роста российской экономики, продолжилось «закручивание гаек» и усиление репрессивной машины государства. В качестве безусловного «события года» на этом фоне воспринимаются амнистия части фигурантов «болотного дела», участниц группы Pussy Riot и неожиданное освобождение Михаила Ходорковского.

«Я десять лет прикладывал некоторые усилия к тому, чтобы тема выхода на свободу Ходорковского не умирала. А тут так внезапно приключилось его освобождение, чему я, конечно, несказанно рад», - поделился руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко.

«Главными событиями этого года, я считаю, стали освобождение части узников «6 мая», амнистия Pussy Riot, пусть и за несколько месяцев до конца срока, и выход на свободу Михаила Ходорковского», - соглашается Людмила Кузьмина.

Президент самарского областного инновационно-образовательного общественного фонда «Знание»  Сергей Сидоров отмечает, что освобождение Ходорковского пока рано оценивать. «Неизвестно, что из всего этого выйдет», - замечает он. Эксперты сходятся на том, что неожиданное освобождение опального олигарха не знаменует собой начало «оттепели», наоборот, оно означает усиление режима и являет собой жест показательной милости со стороны верховной власти.

 

Антисобытие-2013

Уходящий год принёс российскому обществу ряд новых законов и утвердил принятые ранее. Именно их Людмила Кузьмина называет «антисобытием-2013». «Антисиротский закон и закон об иностранных агентах, антипиратский закон, вступление в силу закона о гей-пропаганде. Это безумные законы, которые чрезвычайно повлияли на страну, на её будущее», - сетует Кузьмина.

«Меня второй год подряд расстраивает наша Государственная дума, принимающая законы, расходящиеся с разумом. Это очень печально, что у нас набор каких-то глупых людей на государственном уровне принимает совершенно глупые законы. Ладно бы глупые, но и вредные. Это происходит второй год подряд, и мне бы хотелось, чтобы Дума одумалась», - каламбурит Игорь Ермоленко.

Сергей Сидоров главным антисобытием-2013 считает трагические события в Волгограде. Напомним, что за три последних месяца в городе произошло три террористических акта, унёсших жизни более трёх десятков людей.

«Пугает частота терактов. Мне кажется, они каким-то образом связаны с Олимпиадой, - рассуждает г-н Сидоров. - Ожидаются очень важные, массовые мероприятия, и это может быть попыткой дискредитировать силовые службы Российской Федерации, показать западным участникам, что у нас не всё благополучно с безопасностью».

Среди других важных событий 2013 года отмечают возвращение прямых выборов глав регионов, насколько в нашей стране можно говорить о реальных демократических выборах, старт пенсионной реформы, эффективность которой стала предметом острых дискуссий, принятие закона «о национализации элит» и «антитабачного» закона. А также - экономическую амнистию и несколько громких убийств бизнесменов, начавшуюся реструктуризацию Центрального банка России и «банковский кризис», прошедшийся, в том числе, и по Самарской области.

«В последние год-два было затишье, на фоне которого эти события кажутся важными, - считает Сергей Сидоров. - С приходом новых людей начинаются какие-то перемены, передел территорий. Поскольку нам далеко до звания цивилизованной страны, возникают такие явления как заказные убийства, захваты, передел рынка. Но особо запоминающихся, важных событий нет, серенький год».

 

Чиновник-2013

Самыми выразительными самарскими чиновниками 2013 года лидер самарских яблочников называет министра имущественных отношений Юлию Степнову и министра экономического развития Александра Кобенко.

«Мне нравится, что они работают открыто, публично, в том числе и в социальных медиа», - рассуждает Игорь Ермоленко.

Сергей Сидоров самарским чиновником-2013 называет Николая Меркушкина, хотя с его приходом «глобальных изменений пока не произошло».

«Сложно пока оценить работу губернатора. На многочисленных и крайне продолжительных встречах он говорит очень правильные вещи, раскладывает всё по полочкам, но это пока только слова», - рассуждает бывший вице-президент Торгово-промышленной палаты Самарской области.

Главным чиновником федерального уровня остаётся Владимир Путин. «Все остальные чиновники – это достаточно зависимые люди, зависимые от того же президента», - считает г-н Сидоров.

«Путин, конечно, чиновник номер один и один из самых отрицательных персонажей в нашей политике», - считает Людмила Кузьмина. «Положительным» чиновником она считает бывшего министра финансов Алексея Кудрина, который «имел мужество уйти в отставку и после этого как-то критиковать власть».

 

Оппозиционер-2013

Оппозиционером года большинство называет Алексея Навального. «Конечно, есть и другие, но то, что позволяет себе Навальный, будучи совершенно зажатым государственной машиной, такого себе никто не может позволить», - считает Кузьмина. С ней соглашается Сергей Сидоров, называя основным достижением Навального выдвижение на выборы мэра Москвы, «где он показал, что имеет определённый вес и пользуется уважением, пониманием среди людей».

А вот Игорь Ермоленко главным оппозиционером совершенно всерьёз назвал самого себя, правда, с поправкой на региональный статус.

«Даже не знаю, есть ли в Самаре оппозиционеры кроме меня? Потому что я оппозиционер настоящий, устойчивый, неистеричный и в меру лиричный», - заявил яблочник.

 

Бизнесмен-2013

Эксперты затруднились назвать главного бизнесмена-2013. Игорь  Ермоленко отметил лишь, что в Самарскую область неожиданно для него пришла английская компания GKN, которая намерена разместить своё производство в особой экономической зоне и вложить в проект 2,1 млрд долларов.

«Это очень радостное событие для всей страны – приход какого-то иностранного капитала, потому что наша внешняя политика и политические игры не располагают к тому, чтобы иностранцы забегали сюда с большим количеством своих денег», - рассудил г-н Ермоленко.

Людмила Кузьмина не смогла назвать бизнесмена или бизнес-проект, ставшие значимыми для страны или области в 2013 году, потому что, по её мнению, в России нет бизнеса и бизнесменов:

«У нас вместо бизнеса какие-то государственные проекты, корпоративные, а государственный капитализм не имеет фактического отношения к бизнесу. И сегодняшнее бизнес-сообщество в России – это какое-то молчащее сообщество, не заявляющее о себе».

 

Взгляд в будущее

Людмила Кузьмина смотрит в 2014 год с пессимизмом и считает, что он будет ещё сложнее, чем 2013-й.

«Я надеюсь лишь на то, что мы будем как-то заниматься самосохранением, - рассуждает общественница. - Страхи мои очевидны: будет резкое ухудшение экономической ситуации и безопасности. После событий в Волгограде власть будет врать, придумывать особое военное управление, усиливать собственное безумное давление на граждан».

Надежды на будущее Сергей Сидоров связывает с Олимпиадой в Сочи, называя её «большим событием для страны и всего нашего народа», которое позволит показать, что «мы можем организовать такое грандиозное событие». Страхи г-на Сидорова также связаны с Олимпиадой. Он ожидает, что наши спортсмены не покажут серьёзных достижений, и уверен, что Россия «не займёт ведущих позиций на грядущей Олимпиаде». Он также опасается, что Олимпиада может стать «поводом для нагнетания межнациональных и межконфессиальных конфликтов и политических интриг».

Игорь Ермоленко ждёт «позитива» от грядущей Олимпиады. Он также полагает, что, благодаря освобождению Михаила Ходорковского, Россия может не бояться, что «праздник спорта» будет бойкотирован другими странами.

«Я предполагаю, что здесь имеет место размен: Ходорковский – в Германию, Ангела Меркель – в Сочи, - рассуждает Игорь Юрьевич. - Думаю, что бойкота не будет. Может, не приедут какие-то наиболее принципиальные западные политики, но это будет их личное дело, а не решение на  государственном уровне».

Иначе воспринимает Олимпиаду президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов» Дмитрий Яковенко. Он опасается, что по итогам подготовки к Олимпиаде озвучат не те цифры, которые называют сегодня - около 100 миллиардов рублей. Экономист полагает, что потратили в 4-5 раз больше. При этом отмечает, что 100 миллиардов - это бюджет нашей области, а значит, что «Олимпиада стоила всех социальных программ всей европейской части России».

«А надежды… Я всегда говорю, что пока Россия сидит на нефтяной и газовой игле, мы должны молиться, чтобы зима была холодной и долгой. Потому что европейцы могут сэкономить на икре, но не будут экономить на отоплении», - считает экономист.

 

Елена Вавина