На 30 июля запланированы выборы руководства Нотариальной палаты Самарской области. На место президента этой весьма значимой и лакомой общественной структуры претендуют её нынешний руководитель Галина Николаева, а также нотариусы Людмила Белорусцева и Татьяна Братчикова. Ольга Гальцова, которую на протяжении последнего времени упорно «сватали» на это место, в выборах участвовать не будет только по причине отсутствия у неё необходимого стажа нотариальной деятельности.

Необходимый стаж

В начале июня в местных СМИ и блогосфере появилась информация, что в выборах президента Нотариальной палаты Самарской области может принять участие экс-депутат Государственной Думы РФ, экс-руководитель областной Регистрационной палаты Ольга Гальцова. Правда, сама Ольга Дмитриевна категорически отрицала такую вероятность, заявляя, что не сможет принять участие в выборах из-за отсутствия у неё необходимого стажа нотариальной деятельности.

Дело в том, что по уставу Нотариальной палаты Самарской области, её президентом может стать лишь нотариус со стажем работы по специальности не менее пяти лет. Гальцова же, несмотря на имеющуюся у неё с 2004 года лицензию нотариуса, работает в этом статусе лишь с весны 2012 года, после того, как перестала быть депутатом Государственной Думы.

Как становятся нотариусами

Любопытно, что нотариусом Ольга Гальцова стала не без помощи Галины Николаевой, о чём последняя откровенно рассказала в интервью газете «Самарское обозрение».

- В феврале 2012 года Виктор Федорович Сазонов поставил меня в известность, что в ближайшее время будет принят областной закон об увеличении числа нотариусов в Самарской области на 20 человек: десять - в Самаре и десять - в области, - сообщила Николаева. - Я приводила доводы, что критерии определения количества должностей нотариусов (один нотариус на 25 тысяч населения), принятые именно Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой, не позволяют этого сделать, поскольку и население Самарской области убывает, и общее количество совершаемых нотариусами области действий сокращается примерно на 20% ежегодно. В сельских районах нотариусы практически остались без работы, и были случаи, когда палата оплачивала коммунальные расходы на содержание нотариальной конторы. На что был получен твердый ответ, что если даже палата даст отрицательное заключение, то решение все равно остается за субъектом Федерации. Такое увеличение негативно отразилось бы на всех нотариусах региона. Как руководитель палаты, я лично попросила не нарушать установленный законом баланс. Тогда Виктор Федорович рассказал мне о просьбе Гальцовой стать нотариусом к маю 2012 года. После чего я попросила нотариуса, достигшую пенсионного возраста, сложить полномочия. Вот так Ольга Дмитриевна стала нотариусом.

Неудавшаяся попытка

И всё же у Гальцовой оставался шанс стать президентом Нотариальной палаты Самарской области - в случае изменения её устава в сторону уменьшения необходимого стажа нотариальной деятельности. Для этого необходимо было собрать подписи одной трети нотариального сообщества области, в которое входят 146 нотариусов, с требованием созвать внеочередное собрание НП, а уже на нём подредактировать устав.

По имеющейся у портала Засекин.Ру информации, в подготовке этого собрания были задействованы достаточно серьёзные силы. Члены инициативной группы, которая хотела бы видеть президентом Нотариальной палаты Ольгу Гальцову, объезжали нотариусов и уговаривали подписать письмо, в котором содержалось требование о созыве этого собрания. То же самое делали сотрудники Управления Росреестра по Самарской области, а также главы муниципальных образований региона, приглашавшие нотариусов на беседы после загадочного письма из «Белого дома». Тем не менее, собрать подписи 49 нотариусов не удалось. И тогда сторонники Гальцовой выдвинули в качестве кандидатов на пост президента НП Людмилу Белорусцеву и Татьяну Братчикову, которые в итоге и подали документы на участие в выборах 10 и 11 июля соответственно.

Нестандартный ход

То же самое сделала и нынешний президент Нотариальной палаты Самарской области Галина Николаева. Именно с её подачи, как уверяют оппоненты Николаевой, и начался ажиотаж вокруг возможного участия в выборах Гальцовой. Кстати, сторонники нынешнего президента НП также объезжали нотариусов и уговаривали их не подписывать письмо, в котором содержалось требование о созыве внеочередного собрания.

В сложившихся обстоятельствах Галине Николаевой удался нестандартный, но очень сильный ход - 25 июня после традиционного областного собрания депутатов губернской Думы и представительных органов муниципальных образований она сумела пообщаться с губернатором Николаем Меркушкиным и договориться о личном приёме. Всё это происходило на глазах председателя Самарской губернской Думы Виктора Сазонова, который, по отзывам осведомлённых людей, является давним знакомцем Ольги Гальцовой.

Ответный удар

В ответ Галина Николаева получила не менее сильный удар, способный оказать негативное воздействие на часть колеблющихся нотариусов в преддверие выборов президента НП. 10 июля прокуратура Самарской области начала проверку Нотариальной палаты в связи с нарушениями законодательства, обнаруженными в её деятельности. Проверка последовала после обращения в прокуратуру Марии Жуковской, в своё время работавшей в Регистрационной палате Самарской области под руководством Ольги Гальцовой. При этом к проверке были привлечены специалисты Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области и других федеральных служб.

рели перемены

Галина Николаева впервые была избрана президентом Нотариальной палаты Самарской области в 1998 году, дважды - в 2003 и 2008 годах - переизбираясь на эту должность. А вообще она работает в руководстве НП с момента её создания в 1993 году, когда её избрали вице-президентом.

Оппоненты Николаевой считают, что занимать место президента Нотариальной палаты на протяжении 15 лет и претендовать на новый срок просто неприлично. Система закостенела, в неё пора вливать свежую кровь, причём обновление требуется на самом верху, говорят эксперты портала Засекин.Ру. И те, и другие сходятся во мнении, что в Нотариальной палате назрели изменения, и собрание 30 июля должно показать, насколько они необратимы.

Валерий Кузнецов

Фото Владимира Нехорошева