В редакцию портала Засекин.Ру обратились жители посёлка «Энергетик» Волжского района. Последние шесть лет они, задыхаясь и негодуя, безрезультатно «бомбардировали» многочисленными жалобами на незаконно действующую, по их мнению, свиноферму все известные им инстанции. Однако в результате виновник их проблем получал лишь незначительные штрафы за административные нарушения, а жители - отписки. Засекин.Ру побывал в «Энергетике», чтобы лично убедиться в намеренной безысходности этой ситуации.

 На остановке «Энергетик» вышел только я, хотя салон микроавтобуса был полон. Вглубь посёлка кривится пыльная, бугристая дорога. Редкие машины по ней двигались так осторожно, что с трудом обгоняли меня. Первые встреченные мной домики были сплошь из дерева, ссохшегося и посеревшего от времени. Почти все они покосились, иные легли и гнили. Обширные заросли высокого голого бурьяна скрывали их. По краям дороги скопились талые воды, и на несколько метров в каждую сторону образовались болотца. Там хранился собравшийся за десятилетия мусор. Думаю, из плавучего и затонувшего там хлама и отходов можно при желании собрать космический корабль.

 По здешней железной дороге иногда проезжал поезд, и я почему-то знал, что машинист всегда смотрит перед собой, а по сторонам не смотрит. На полпути меня настиг нагруженный КАМАЗ с оранжевой мордой. Водитель спросил, где тут свалка. Я ответил, что не знаю, и автомобиль отправился дальше, грохоча на колдобинах и поднимая пыль. Стали появляться каменные дома, в основном, простые одноэтажные. Вскоре на крышу одного такого я залез по лестнице и сфотографировал свиноферму господина Оруджова.

 Сабир Магомед Оглы Оруджов официально числится безработным. В «Энергетике» он живёт вместе с женой Мариной Ивановной, воспитывает шестерых детей. Здесь ему принадлежат четыре дачных участка, на одном из которых стоит двухэтажный жилой кирпичный дом. Забравшись на кучу грунта, чтобы посмотреть на дом, я был беспощадно облаян двумя взъерошенными дворовыми псами. На участке стояла старенькая «Волга», на голой рыжеватой земле было полно всякой рухляди, а людей не было. Собаки не на шутку волновали хлипкий и неоднородный заборчик, и я отправился к другому участку – к свиноферме.

Она занимает половину владений Оруджова. Само строение грубое, серого пенобетона, с железными воротами. Оно пронзительно орёт по временам свинячьими голосами. Несколько дыр в стенах были отведены, вероятно, для окон, но впоследствии небрежно затянуты полиэтиленовой плёнкой. Двор загажен, изрыт, в нём находится загон для свиней. Описать невыносимый запах, исходивший от свинофермы, я не сумею. Там содержится, по рассказам жителей, не меньше ста животных постоянно на протяжении уже шести с лишним лет. Навоз хозяин хранит прямо здесь, на своих участках, зарывая его в землю. Здесь же животных периодически выгуливают, здесь же их со временем убивают. Когда после своей поездки в «Энергетик» я разбирал отданные мне жителями документы, я нашёл такую формулировку в акте визуального обследования Роспотребнадзора Самарской области: «Неприятный запах присутствует».

 Жители, к чьим участкам прилегает ферма, обратились за последние шесть лет во множество инстанций – в Роспотребнадзор, в Россельхознадзор, в природоохранную прокуратуру и в прокуратуру обыкновенную, в администрацию района, в областное министерство сельского хозяйства. Представители областных Роспотребнадзора и Россельхознадзора выезжали в «Энергетик» и находили нарушения действующего законодательства на ферме Оруджова. Однако все «непорядки» исчерпывались Кодексом об административных правонарушениях и устранялись, если верить ведомствам, прямо на месте.

Впрочем, Оруджов не платит административных штрафов, ссылаясь на многодетность и номинальную безработность. Жители обратились даже в региональное отделение партии «Единая Россия» и лично к экс-президенту страны Дмитрию Медведеву, а заодно и к депутату Государственной думы от Самарской области Валентину Романову. Но те отсылали жалобщиков к уже знакомым надзорным ведомствам. Наконец, граждане решились подать иск в Волжский районный суд, но и эта попытка найти справедливость оказалась безуспешной.

 Не найдя ответа на месте, я попросил разъяснений у эксперта Засекин.Ру, эколога, кандидата биологических наук, члена Общественной палаты России и Самарской области Сергея Симака. Положение жителей «Энергетика», по его мнению, вызвано отсутствием проработанной законодательной базы в части разведения и содержания животных. Сергею Симаку известны ещё, по крайней мере, четыре подобных случая в области. «Никакие нормативные акты не регламентируют количество животных, содержащихся в подсобных хозяйствах, – рассказал эксперт. - В законе прописано лишь, что животные могут находиться в хозяйстве, а сколько и каких – не прописано». Таким образом, получается, что Оруджов нарушает лишь санитарно-технические нормы, загрязняя воздух и почву. Но за это предусмотрены весьма незначительные административные штрафы. «Однако свиноферма находится на территории дачного товарищества, где запрещено иметь животных. Если исходить из этого, то Оруджов нарушает закон, – продолжил  Симак, - но он там реально живёт. И если на дачный массив распространять нормы для жилья, как в сельской местности, тогда ему законодательно ничего не мешает продолжать разводить свиней».

Решение проблемы Сергей Симак видит в том, чтобы разработать и принять на региональном уровне нормативно-правовую базу, регламентирующую содержание домашних животных в личных подсобных хозяйствах. Это можно сделать как на уровне Самарской области, так и на уровне сельских поселений. «В Волжском районе модельные правила содержания домашних животных приняты, но собрание депутатов поселения Смышляевка, к которому относится «Энергетик», по каким-то своим соображениям отказывается принимать такие правила для этого поселения», - резюмировал Сергей Симак.

 Перед тем, как уехать из «Энергетика», я прошёл шагов двадцать от свинофермы, чтобы посмотреть на последнее здешнее диво – непонятно с какой стати установленную новенькую детскую площадку с качелями, горкой и песочницей. Площадка пустовала. Возле лавочки обнаружились два пригорюнившихся бок о бок использованных шприца. Такие парочки я встретил в «Энергетике» ещё в двух местах. Мне неприятно подумалось, сколько специалистов разных надзорных ведомств за шесть с лишним лет перебывали здесь, если верить документам, ради визуального обследования, и сколько раз «нарушений действующего законодательства обнаружено не было».

Антон Корнеев