Не зря любитель лёгкой наживы отец Фёдор, персонаж «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, грезил собственным свечным заводиком под Самарой. Служитель церкви понимал, что даже в «безбожной» Советской России это одно из самых прибыльных производств. Что же говорить про сегодняшнюю нашу страну, где бизнес, государство и церковь переплелись так тесно и так глубоко. Вот и православный депутат, а до депутатства бизнесмен Дмитрий Сивиркин на одном из прошедших заседаний Самарской губернской думы напомнил коллегам о том, что надо блюсти меры духовной безопасности и освятить здание регионального парламента. Естественно, за соответствующую плату.

Дмитрий Вадимович, как и отец Фёдор, знает, как быть богоугодным и ничтоже сумняшеся нести бремя земных забот. А потому он всегда держался поближе к Церкви и окружающим её бизнес-структурам. Более десяти лет, с 1995 по 2006 год, он руководил «Самарским Домом печати». Издательство это было одним из самых богоугодных предприятий региона. Как рассказал корреспонденту Засекин.Ру Дмитрий Минюков, сменивший г-на Сивиркина на посту директора издательства, одной из основных статей дохода «Самарского дома печати» была печать религиозной литературы. Поток православных брошюрок, житий, молитвенников, календарей и энциклопедий заметно выделялся на фоне иной, печатавшейся для всего региона, светской продукции. «Самарский дом печати», который затем приказал долго жить, практически без остановки тиражировал религиозные книжки. Далее они разлетались для реализации. Их ждали и профильные отделы в сетевых книжных магазинах, и церковные лавки в торговых центрах, и продажа (пожертвование в рекомендованном размере?) непосредственно в доме Божьем.

Торговая марка «РПЦ»

В Самаре у РПЦ есть даже собственный «Православный торговый дом» - сеть магазинов и даже магазин в Сети с доставкой за дополнительную плату. На сайте торговой организации можно приобрести всё, что нужно для богоугодной жизни – от рублёвых свечек до рукописных икон за 25 тысяч рублей. Религиозная литература на этом же сайте стоит от 20 до 1 500 рублей.

Кстати, если верить сайту, большинство представленных товаров поставляют для реализации «православные предприятия, типографии и монастыри России». Основная доля товаров изготовлена на ХПП «Софрино» РПЦ. Получается, что система производства, рекламы, продажи, подготовки покупателя в рамках Церкви – самодостаточна, налажена и успешно функционирует. 

В том же «Православном торговом доме» предлагается бессчётное количество всевозможной сувенирной продукции: иконы всех размеров и ценовых категорий, ладанки, колечки, браслеты, обрядовая утварь, крестики. И всё это весьма успешно продаётся. Свечной заводик, кстати, действительно, может быть одним из самых прибыльных около церковных производств. Потому что надбавочная стоимость за церковную свечку составляет даже не 200-300%. Свечка, на производство которой тратится, по самым завышенным тарифам, 0,3 рубля, стоит 20 рублей, а в храме Христа Спасителя точно такая же стоит уже 200 рублей. Для ВИП-православных, самая дешёвая свечка в главном православном храме стоит 80 рублей. В Самаре точно такую же вы купите за 3-4 рубля.

Для тех, кто не привык экономить на своей душе, Церковь предлагает целый спектр всевозможных услуг: крещение, венчание, освящение автомобиля, офиса, законодательного собрания и так далее. Самая бюджетная из этих процедур – крещение. Непосредственно сам обряд стоит от 500 до 1000 рублей, в зависимости от выбранного храма, крестик можно купить от 100 рублей и выше до бесконечности, а золотой крест можно купить и за 5, и за 15 тыс. рублей. В 300-500 рублей обойдётся вам крестильная рубашка для малыша, 50-100 рублей – молитвослов,  30 рублей – свидетельство крёстного,  15 - ниточка для крестика, цепочка – от 300 рублей. Не забывайте подтверждать своё членство регулярными посещениями клуба и «пожертвованиями в рекомендованном размере».

Сколько стоит храм построить?

Религия, бизнес, мафия и политика – это, по сложившимся традициям, всё дела семейные. Очевидно, что предпринимательская жилка братьев Антона и Николая Жоголевых воспитывалась параллельно с богобоязненностью. Первый уже много лет является редактором православной газеты «Благовест», а второй проектирует и строит в области деревянные храмы. На сайте «Благовеста» привлекает внимание раздел «Как помочь газете», где указана череда реквизитов, куда благодетели могут отправить свои пожертвования. «Тем, кто живёт за рубежом, лучше воспользоваться системой денежных переводов Western Union», - советует бескорыстная редакция, не опасаясь прослыть «иностранным агентом». Редакция издания, кстати, расположена в здании одного из самарских храмов.

Брат редактора возглавляет «Архитектурную мастерскую Николая и Анны Жоголевых», которая специализируется на разработке проектов деревянных церквей и их строительстве. Эти проекты предлагаются грешным, но богобоязненным бизнесменам, чтобы те строили культовые учреждения во спасение собственной души. Услуга эта пользуется у самарского бизнеса большой популярностью. Такие храмы в Самарской области строятся во многих сёлах. Это отличный бизнес, поскольку все, у кого есть деньги, почему-то хотят быть и богоугодными. Чтобы стать таковым, нужно прийти в контору Жоголева и отдать ему деньги за проект, сруб, сбор и так далее. На каждом этапе приближение к Всевышнему возможно и желательно исключительно за отдельную плату.

По различным расценкам, рабочий проект небольшого храма (на 150 прихожан) обойдётся примерно в 500 000 рублей. Его строительство – от 3 до 50 млн рублей. Судя по разрастающейся по области сети церквей, спонсоры охотно инвестируют в миссионерскую деятельность РПЦ и близких ей бизнес-структур.

Бренд на грани бреда

Агнцы божии активно осваивают и новые виды бизнеса. В том числе, зарабатывая на эксплуатации бренда «Русская православная церковь». Например, все продуктовые магазины Сергиевского района Самарской области завалены хлебобулочными изделиями марки «Пироги из Мироновки». Хлеб, куличи, пироги и булочки из Мироновки вытесняют всю прочую выпечку с прилавков местных магазинов. И в этом им помогает, сами знаете кто. Дело в том, что хлебокомбинатом владеет настоятель местного храма, поклонник американских мотоциклов и французских вин, отец Роман Державин. И «пироги из Мироновки» пекутся «по рецепту его матушки».

Если верна библейская истина, что богатому гораздо сложнее попасть в рай, чем бедному, то представители РПЦ туда явно не стремятся. Церковь управляет сотнями предприятий по всей стране. Они охватывают множество сфер - от издания религиозной литературы до выпечки батонов. И тут уже не столь важно, кто выступает непосредственным предпринимателем – местный о. Фёдор, православный депутат или владелец сети церковных лавок – всё это бизнес, который собрала под своим покровом Русская православная церковь, а значит, и она остаётся в доле.

Варвара Яблокова