«Права человека» - это словосочетание звучит сейчас в России как-то помято, жалостливо, обидно, почти что смешно. Так называемые правозащитники в нашей стране воспринимаются и выглядят едва ли не маргинально, этакими шукшинскими чудаками-правдоискателями. Но если фундаментальные общечеловеческие ценности не выживают в условиях российской государственности, искать их следует где-то в другом месте – на общечеловеческом же, внегосударственном, общественном и даже международном уровне.

Недавно российскую бюрократию всколыхнул беспрецедентный жест парламентов США и стран Европейского союза – они утвердили так называемый «Список Магнитского», запрещающий въезд российским чиновникам, причастным к смерти юриста. Наверное, в каждом регионе, в каждом городе Российской Федерации есть свои Магнитские – убитые, искалеченные, униженные государством. Самарские адвокаты, независимые политики и общественные деятели, которые войдут в будущий общественный комитет, намерены информационно и морально разоблачать тех, кто, прикрываясь государственной службой,  безнаказанно, цинично и откровенно нарушает закон и попирает права человека в Самарской области.

С инициативой создания такого списка на Втором гражданском форуме выступил поэт и публицист Сергей Лейбград, предложив символически назвать его «Список Кутузова». Известные самарские правозащитники, адвокаты и общественные деятели, в частности адвокат Андрей Соколов и депутат губернской думы Михаил Матвеев,  моментально откликнулись на это предложение. Тем более,  дело об издевательстве полицейских  над бывшим депутатом самарского городского совета Георгием Кутузовым, приведшем к его смерти и постыдным судебным процессам, – одно из самых позорных и отвратительных дел не только в Самаре, но и в России.

 Дело Георгия Кутузова в очередной раз показало, что каждый житель нашей страны может быть в любой момент раздавлен теми, кто призван его защищать. 11 марта 2010 года к 48-летнему Георгию Кутузову подъехал конный патруль милиции взвода ППСМ УВД г. Самары в составе милиционеров-кавалеристов Лидии Котовой и Татьяны Терехиной. Они задержали гражданина, пристегнули его наручниками к стремени лошади и направились в отдел. Лошадь испугалась автомобильных сигналов и «понесла», потащив за собой конвоируемого. Через сотню метров стремя седла оборвалось, и буквально изувеченный Кутузов остался лежать на дворовой дороге у тротуара. В результате многочисленных травм, полученных таким образом,  через  два месяца  Георгий Кутузов скончался.

Далее последовала череда беспощадных по своей «невменяемости» дел, исков и судебных решений. Погибшего пытались обвинить в  оскорблении и применении насилия в отношении сотрудников тогда ещё милиции. Мать погибшего Полина Кутузова прошла через многочисленные судебные разбирательства, чтобы получить решение о компенсации морального вреда и причинённых страданий. Но так пока ничего и не получила. Фактически убившую Кутузова наездницу-милиционершу Котову признали виновной лишь в превышение должностных полномочий с применением спецсредств и с причинением тяжких последствий. Запретив «кавалеристке» в течение трех лет работать в полиции, суд приговорил её к четырем годам  лишения свободы условно с таким же испытательным сроком. Страдания же матери погибшего суд оценил в 150 тыс. рублей, которые должна была выплатить и так и не выплатила Котова.

К тому же, здесь была и юридическая коллизия, из-за чего адвокаты истицы вынуждены были обратиться за компенсацией к физическому лицу – Лидии Котовой, которая благополучно смогла в короткие сроки лишиться всего возможного имущества и была признана способной выплатить лишь эти 150 тысяч. Попытки истца и адвоката Андрея Соколова взыскать 5 миллионов рублей ущерба из областного бюджета не увенчались успехом. Самарский областной суд решил отказать Полине Кутузовой в компенсации, указав,  что за все её страдания должна заплатить Котова.

До сих пор высокопоставленные сотрудники УВД, в ходе судебных разбирательств оболгавшие Георгия и Полину Кутузовых, не принесли матери погибшего публичных извинений.

- Здесь есть определённая подтасовка, - рассказал порталу Засекин.Ру адвокат Андрей Соколов. - Потому что, во-первых, мы должны получить не всё, а столько, сколько, по мнению суда, может заплатить Котова. Во-вторых, это никоим образом не снимает ответственности с полиции за произошедшее.

Самое страшное в деле Кутузова – это его неуникальность. На правозащитных митингах,  собиравших в 2010 году больше тысячи самарцев, выстраивались очереди из желавших рассказать, как милиционеры, судьи и чиновники обошлись с ними. В той или иной степени, рано или поздно каждый гражданин России становится Кутузовым, Магнитским, Новиковым, Назаровым. Здесь стоит вспомнить и убитого при задержании Мамуку Кахишвили, виновником смерти которого следственный комитет «назначил» «неустановленных лиц».  И дело Никиты Калина – антифашиста, политического активиста, убитого после участия в акциях протеста «За честные выборы». И многократно избиваемых самарских правозащитников, и незаконные разгоны и задержания полицией участников протестных акций…

«Список Кутузова» будет публиковаться в Интернете и утверждаться «общественным судом присяжных», комитетом, в который войдут независимые юристы, правозащитники и журналисты. А затем  «позорные фамилии» будут направляться в правительства стран, связанных с Россией международными пактами о правах человека, и правозащитные организации мира. И здесь уже не столь важно, что они сделают: запретят фигурантам дела въезжать в зарубежную страну или лишь подвергнут их моральной обструкции. По сути, это для самарских правозащитников и общественных деятелей едва ли не единственная возможность называть вещи своими именами и громко и отчётливо объявлять моральный бойкот тем, кто презирает закон и права граждан. «Комитет Кутузова», как заявили на пресс-конференции в Доме журналиста Матвеев и Соколов, будет не только предавать гласности ложь, лицемерие, антизаконные и аморальные поступки и решения, приведшие к гибели, незаконному аресту или страданиям наших сограждан, но и готовить документы для Европейского суда по правам человека.

Елена Вавина

Р.S. Засекин.Ру публикует первый «Список Кутузова», представленный адвокатом Андреем Соколовым на пресс-конференции в самарском Доме журналиста 12 декабря 2012 года. В него включены должностные лица, постыдно причастные к страшному и позорному делу Георгия Кузнецова.

«Список Кутузова»

1. Котова Лидия Васильевна – милиционер-кавалерист;

2. Артамонова (Терехина) Татьяна Викторовна – милиционер-кавалерист;

3. Тюленев Виталий Игоревич – следователь СО по Промышленному району г. Самары СУ СК России по Самарской области;

4. Карпов Сергей Александрович – сотрудник полиции, начальник ОМ № 14 при Промышленном РУВД г.Самары;

5. Ушков Сергей Сергеевич – участковый;

6. Трухман Олег Вячеславович – начальник СО по Промышленному району Самары СУ СК России по Самарской области;

7. Дорофеев Алексей Вячеславович – бывший командир полка ППСМ УВД по г. Самаре;

8. Богданова Наталья Юрьевна – гражданское лицо;

9. Михайлов Никита Валерьевич – гражданское лицо;

10. Ильенко С.В. – зам руководителя отдела процессуального контроля СУ СК России по Самарской области;

11. Беляева О.И. – прокурор 2 отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной и ОРД прокуратуры области;

12. Денисов Юрий Дмитриевич – прокурор Самарской области;

13. Горсткин Виталий Владимирович – руководитель Самарского управления СК России;

14. Камененева Анна Александровна – гражданское лицо;

15. Слива Ю.С. – заместитель руководитель Самарского управления СК России;

16. Зацепин В.А. – заместитель прокурора Самарской области;

17. Шахов Александр Николаевич – заместитель руководителя ГУВД Самарской области;

18. Сизоков Игорь Геннадьевич – заместитель руководителя полиции общественной безопасности УМВД по г.Самаре;

19. Кузьмин В.А. – и.о. начальника ГУВД Самарской области;

20. Новик Сергей Васильевич – командир ВКМ полка ППСМ УВД по г. Самаре;

21. Яковлев А.А. - руководитель отдела процессуального контроля СУ СК России по Самарской области;

22. Дрягин В.А. – прокурор Промышленного района г. Самары, Автозаводского района Тольятти Самарской области;

23. Панкратовская Марина Сергеевна – юрист УВД по г. Самаре;

24. Коба Екатерина Сергеевна – юрист УВД по г. Самаре;

25. Меркулов Владимир Николаевич – врач ГБ № 2 им. Семашко;

26. Быстревский С.В. – чиновник управления Минюста России по Самарской области;

27. Зеленков А.М. – и.о. руководителя Следственного управления СК России по Приволжскому федеральному округу;

28. Шестернин С.Н. – заместитель прокурора Самарской области;

29. Аганина Л.А. – судья

30. Горбуль Н.А. – судья

31. Земсков Е.Ю. – судья

32. Приезжаева Т.А. – начальнико отдела УМ № 2

33. Михайлин И.А. – заместитель руководителя Следственного управления СК России по Приволжскому федеральному округу;

34. Лазарев Н.А. – судья

35. Елистратова Е.В. – судья

36. Желтышева А.И. – судья

37. Кротов И.Ю. – судья

38. Акелина С.Т. – судья

39. Толмосова А.А. – судья

40. Дроздова Л.П. – Председатель Самарского областного суда

41. Чиканаева Л.А. – судья

42. Емельянова Е.Н. – судья