«Обнуление» сроков для президента РФ Владимира Путина обнулило, по мнению многих, и гражданское общество, и правовое государство, и перспективы на достойную и сытую жизнь граждан. В отличие от Валентины Терешковой, большинство в космос не летали и хороших перспектив не видят. Но восприятие зависит от «точки обзора», а потому «Засекин» обратился за комментариями по поводу пролонгации Владимира Путина на ближайшие десятилетия к тем, кто, согласно своей роли, просто обязан радоваться несменяемости власти. К «фронтовику», «освободителю» и официальному «общественнику».

Президент Российской Федерации Владимир Путин прокомментировал на заседании Государственной думы предложения о способах оставить его у «руля» страны. Об автоматическом продлении своего срока после гипотетического принятия поправок к Конституции Путин высказался однозначно. Он заявил, что это не нужно, потому что выглядит как результат безальтернативных выборов.

Предложение депутата и космонавта Валентины Терешковой убрать из основного закона ограничение по количеству сроков нахождения президента у власти, ему, похоже, понравилось. Г-н Путин привел даже совершенно непатриотичный пример Соединенных Штатов, в которых ограничение по срокам было окончательно закреплено во всех штатах лишь в 1951 году, но до этого оно отсутствовало. И как раз вовремя, потому что были Великая депрессия и Вторая мировая война. Вместе с тем, президент заявил, что изменения Конституции — это перспектива не на ближайшие лет десять, а на гораздо более долгий срок, а в будущем у жителей России, по его словам, должна быть гарантия сменяемости власти.

А вот идею снять ограничения для участия в ближайших выборах для всех без исключения граждан, в том числе для действующего президента, г-н Путин назвал возможной при условии поддержки Конституционного суда.

Также рефреном в течение его речи прозвучала идея необходимости для России сильной централизованной президентской власти. Путин говорил о невозможности парламентского государства в России в настоящий момент, о том, что опасно давать президентские полномочия Госсовету. Что, конечно, заметно противоречит ранней риторике.

«Засекин» решил побеседовать с представителями общественности, поддерживающей Владимира Путина лично. Нужен ли вообще России другой президент, пока Владимир Путин жив, передвигается на своих ногах и все еще твердо узнает присутствующих на заседаниях? Нужно ли, чтобы он дальше оставался у власти?

Первым собеседником стал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Самарской области Вадим Нуждин. Он высказался лаконично.

— Я считаю, что если брать реалии сегодняшнего дня, то это (обнуление сроков — прим.ред.) очень актуально. Как сказал сам президент: «Много хороших дел сделаем, по крайней мере до 2024 года, а там будет видно». Если в 2024 году ситуация будет подобной сегодняшней, в которой России нужен достойный лидер, способный быть грамотным гарантом Конституции и обеспечить стабильность в стране, то это будет крайне важно.

На вопрос, имеет ли в виду он под «достойным лидером» Владимира Путина, Нуждин сказал, что «да, если потребует обстановка и реалии того времени».

Денис Шепельский — представитель народа, один из активистов местного отделения так называемого «Национально-освободительного движения» (НОД), привык бороться с «мировой закулисой» в Самаре, на пикетах, в сопровождении таких же простых соратников, как и он сам. По сути его размышления мало отличались от непоколебимой и принципиальной позиции, высказанной предыдущим общественником — Вадимом Нуждиным.

— Я думаю, что нет, другой президент не нужен. Он [Путин] должен закончить свои дела, реформы, которые он начал, запустил сейчас, провести референдум, и люди должны определиться, нужны ли реформы, независимость от всего мира, чтобы на равных мы со всем миром разговаривали. Чтобы мы были независимым обществом, чтобы наше право было наравне с мировым правом. И он все это должен доделать, я думаю, что так и будет.

Кандидат юридических наук, профессор, член Общественной палаты Самарской области и заведующий кафедрой государственного и административного права Самарского университета Виктор Полянский в беседе с корреспондентом «Засекина» не скрывал симпатию и к централизации, и к вертикали, и к Владимиру Владимировичу лично.

— Я бы так сказал: нам нужен такой президент — в том качестве, в котором находится Владимир Владимирович Путин в настоящее время. А что там будет в 2024 году, очень сложно прогнозировать, и поэтому говорить о будущем еще рано. А вот такой, в каком он сейчас качестве — он нам нужен. Как личность, в том качестве, в котором он находится сейчас, с точки зрения его личностных характеристик, связанных с его нынешним статусом, имеющихся потенций лидера он нам нужен был бы. Дальнейшее развитие событий покажет, что будет, а на данный момент, в каком он качестве — вполне достойный президент и такой нам президент нужен. И в будущем, если бы он был бы таким, то я бы сказал, что нужен. Второй вариант — институт президента (президентства) в том виде, который предполагается в новом варианте Конституции. С точки зрения того, какие у него будут права и обязанности, в принципе те, кто либерально настроен к системе власти, должны быть довольны, потому что у него кое-что уходит из полномочий: немного Совету Федерации, немного Государственной Думе, с этой точки зрения его статус вроде бы ослабляется. Но с моей точки зрения, лично как гражданина и как специалиста, для России нужен высокого уровня централизации механизм публичной власти и, прежде всего, централизация через президентскую систему власти. В 1993 году я придерживался другого мнения — что у него слишком большой объем полномочий, но многое зависит от личности президента. Другими словами, институт реализуется через личность. Вот с учетом того, как делает Путин, на мой взгляд, вполне приемлемо и даже необходимо, особенно при разрешении серьезных кризисных ситуаций. У него достаточно знаний, опыта, решимости, целеустремленности и многих других положительных качеств.

Этим же принципам г-н Полянский, по всей видимости, учит будущих правоведов.

Принятые позавчера Госдумой «обнуляющие» поправки позволяют Владимиру Владимировичу оставаться гарантом текущей либо любой другой Конституции как минимум до 2036 года. Молодому и перспективному политику Путину будет всего 84 — не возраст для государственного деятеля, которому доступны лучшие достижения современной медицины. Лоялисту Полянскому в 2036-м исполнится лишь 83, и к тому времени он, возможно, не только защитит докторскую диссертацию, но и войдет в группу по разработке новых поправок в основной закон страны. Вадим Нуждин, которому к окончанию шестого путинского срока будет 64 года, еще даже не выйдет на пенсию. А 52-летний Денис Шепельский дождется своего соратника по борьбе Дмитрия Гуренкова из мест лишения свободы.

В Самаре к тому времени, возможно, появится освещение между переулком Футболистов до улицы Карбышева, от Аэродромной до Мориса Тореза, достроят ледовый дворец и главное — новое здание Госцирка.

Сергей Любимов