Накануне, 2 марта, в самарской гостинице «Бристоль-Жигули» политики, политтехнологи, академическое сообщество и просто жители губернии обсуждали вопросы государственной важности. Традиционно Самарский гражданский форум (СГФ) собрал разношерстную публику. «Вишенкой на торте» стал одиозный гость — бывший министр обороны непризнанной Донецкой народной республики (ДНР) Игорь Стрелков (Гиркин). Главной темой обсуждения стал «глубинные народ» и его отношение к пятому сроку Владимира Путина. Но этим форум, организованном депутатом Самарской губдумы Михаилом Матвеевым, не ограничился. 

Яблоком раздора для местной публики, традиционно участвующей в разного рода форумах и, по сложившейся традиции, представляющей себя гражданским обществом, послужило приглашение на мероприятие в качестве гостя Игоря Стрелкова (Гиркина). 

«Сидеть с ним за одним столом недопустимо», — писал редактор одного скромного оппозиционного издания, ежемесячно получающего финансирование от структур, близких к областному правительству. 

«Он глава террористической организации», — писали в соцсетях те, кого в регионе принято считать оппозиционерами. Оппозиционер Алексей Навальный при этом посчитал для себя возможным не только сидеть с Игорем Стрелковым за одним столом, но и участвовать с ним в дебатах. Но это ли уровень и авторитет для «лучших людей» Самары? 

Сам форум должен был начаться в 12:00. Те же, кто хотел пообщаться с г-ном Стрелковым-Гиркиным, предложили прийти на два часа раньше. Это мероприятие было обозначено как пресс-конференция, однако из журналистов на ней присутствовали лишь корреспонденты «Засекина», а также несколько местных блогеров. Остальную массу присутствующих (около 40-50 человек) составляли местные активисты, которых заинтересовал экзотичный гость. 

НАВАЛЬНЫЙ-ЗНАМЯ, НАВАЛЬНЫЙ-ИКОНА…

В начале встречи с Игорем Стрелковым корреспондент «Засекина», которая была единственным журналистом, задавшим вопрос гостю, отметила, что в зале нет представителей других изданий. 

— Вопрос ко всем спикерам. Самарский гражданский форум всегда был площадкой для сбора разных местных общественников и оппозиции. Но в этот раз к нам приехал, извините, довольно неоднозначный персонаж — Игорь Стрелков. Часть людей, которые традиционно участвуют в гражданском форуме, из-за этого могли отказаться от участия. Можете ли вы как-то это прокомментировать?

Ответить на вопрос взялся организатор форума, депутат губернской думы, профессор Михаил Матвеев. Он отметил, что форум — это дискуссионная площадка для людей с различными мнениями, а не проект одной из политических сил:

— Меня удивил определенный демарш части людей, относящихся к одному идеологическому лагерю, которые сказали, что не придут на форум, так как тут будет Стрелков. Но дискуссионная площадка для того и существует, чтобы спорить. Если ты не согласен — задай свой острый вопрос оппоненту. А если считаешь, что обладаешь тайным знанием о его провинностях, то ты вообще можешь его раскатать! Мы все смотрели дебаты Стрелкова с Навальным. Я хочу спросить у людей, которые отказались прийти, которые не являются значимыми фигурами, среди которых нет людей с ученой степенью. Вопрос к самарской общественности: если для вас Навальный является знаменем, символом, иконой, и этот человек садится за один стол со Стрелковым, и час они разговаривают и спорят, то что же вы своего вождя не слушаете и не берете с него пример? А говоря о журналистах, которые бойкотировали мероприятие — они поступили непрофессионально.

Далее последовали вопросы, которые адресовали в основном г-ну Стрелкову-Гиркину. Интересовались сменой олигархической власти, некоторые участники предприняли попытки уличить г-на Стрелкова в военном перевороте, найти прорехи в историях о сражениях с украинскими войсками, обсуждали неоднозначные организации, религиозные вопросы и даже немного поговорили о личности президента Беларуси (части России, как убежден сам Стрелков) Александра Лукашенко.

КТО БУДЕТ СВЕРГАТЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА?

Вскоре последовал ещё один любопытный вопрос, и связан он был с тем, что в наше время людям фактически все равно, что там происходит во властней структуре. Основное количество жителей России, по словам, вопрошающего, заняты выживанием и бытовыми «мелочными» делами. На тех идеях, которые отстаивает оппозиция, сосредоточены 10-15% населения максимум. Так как же эта оппозиция сможет провести революцию?

— Сейчас существует некоторая революционная ситуация, но говорить о том, что революция, в том виде, в котором вы её представляете, существует — вряд ли. У меня как-то спросили: «Как вы считаете, революция в России возможна?». Если мы посмотрим на нашу историю, то увидим, что то, что называлось революцией, вначале невозможно было прогнозировать. И даже если она будет, то народ объединится. Тяга к социализму в крови русского народа, у нас общинный менталитет. Русский народ не индивидуалисты. Самое опасное, что может быть — власть начнет вбивать клин между национально-патриотическими силами и и людьми коммунистических взглядов. Ведь самый страшный сон Кремля — широкое объединение патриотов вне зависимости от их идеологической надстройки, — заявил Михаил Матвеев.

Однако свою ремарку добавил и главный гость форума Игорь Стрелков. Говоря о революции он отметил, что «Путина будет свергать не революция, а его собственное окружение».

ДВОЙНИКИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

Последним вопросом из тех, что не повторялись и не выходили за грань политической дискуссии, стал вопрос от экс-мундепутата, бывшего члена ЛДПР, активистки Оксаны Ланцовой. Она поинтересовалась, что же все-таки ждет народ по окончании срока нынешнего президента?

— Путин — это гвоздь, на котором держится вся властная вертикаль. Некоторые говорят, что Путина не существует, но я верю, что он есть, хоть вместо него и появляются постоянно двойники. Когда он отодвинется, начнется драка за власть тем или иным образом, между различными ОПГ. Россия все-таки с самодержавным мышлением, так было и будет. Без единого управляющего человека люди сами управлять не могут. Смута будет, но будет она в 2024 году, или позже, или раньше — об этом рано говорить, — заключил Игорь Стрелков.

После окончания пресс-конференции у присутствующих осталось несколько минут на то, чтобы отдохнуть и спуститься этажом ниже, в зал, где должен был состояться сам Самарский гражданский форум. 

ПОЛУЧАСОВАЯ ЗАДЕРЖКА

Рассаживались пришедшие неспешно, да и некоторые спикеры опаздывали. Так что начало оттянулось почти на полчаса. Однако, когда задержки уже вышли за рамки приличия, и ждать было невозможно, Михаил Матвеев приступил к представлению экспертов. Огласил он и тех, кого не было, но кто должен был появиться:

— Должен был подойти и Титов Константин Алексеевич, экс-губернатор Самарской области. Может, он смотрит трансляцию и думает, стоит ему прийти или нет, — предположил организатор. 

Далее объяснил тему форума. Россия, по словам г-на Матвеева, находится в ситуации, когда происходит колоссальное падение рейтингов власти, рейтингов президента и у многих россиян возникает ощущение, что мы находимся в последнем сроке Путина. Этот вопрос он и попросил экспертов обсуждать в первую очередь. 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, КОТОРЫЙ НЕ ЧУВСТВУЕТСЯ

По традиции открыть форум должен был старейший его участник — доктор философских наук, профессор кафедры социологии и культурологии Самарского университета Евгений Молевич. По семейным обстоятельствам он не смог принять участие в пятом СГФ, и его заменил другой самарский социолог, профессор СГЭУ Владимир Звоновский:

— Во всей стране происходит падение предпринимательской активности. При этом есть ощущение, что россияне вполне адаптировались к тому состоянию, что возникло в 2014 году. Очевидно, экономика лучше, чем нам предписывали ранее. Есть развитие промышленного комплекса, сельского хозяйства… Министр финансов сказал, что экономический рост есть, но он не чувствуется, — начал социолог. 

В своем выступлении г-н Звоновский озвучил много цифр, формирующих понимание нынешнего положения дел в стране. 

Проектор на форуме не использовали, и Михаил Матвеев пригласил публику смотреть слайды Владимира Звоновского в своем микроблоге в Твиттере. Из всех больших российских городов лишь в трех, в том числе и в Самаре, стабильно уменьшается количество жителей. 

Спикеры, которые выступали после Звоновского, говорили примерно об одном и том же. Все так или иначе подтверждали идею того, что сейчас, скорее всего, идёт последний срок Путина. Гости форума начали скучать, а некоторые даже засыпали. Рядовым гражданам обещали дать слово лишь во второй части программы, а первая часть затягивалась…

ПРИКОСНОВЕННАЯ ЭЛИТА

От темы последнего срока Владимира Путина аудиторию отвлекло выступление социолога Дмитрия Лобойко. Он предложил рассмотреть несколько тезисов, которые помогут понять отношения между властью и обществом.

— Гражданское общество и правящие элиты в настоящее время существуют фактически отдельно друг от друга. Гражданское общество и оппозиция существуют также автономно. При этом власть поощряет активность гражданского общества, но лишь определенную. К примеру, так называемые «частные добродетели», такие как помощь пожилым, больным детям и сиротам, бездомным животным и прочие «добрые дела». В то время как «гражданские добродетели» наказываются и преследуются. В регионах нет функционирующих правозащитников, и реальной оппозиции. Сегодняшний форум отчасти является иллюстрацией этого тезиса: некоторые не захотели присутствовать на мероприятии только из-за Игоря Стрелкова. Допустим, я считаю, что Игорь Иванович Стрелков является военным преступником и должен быть отдан международному трибуналу. Но это не мешает мне находиться здесь, так как мне интересны другие участники форума, которых я уважаю, — отметил Лобойко.  

Также эксперт обратил внимание на то, что в настоящее время российская политическая элита фактически перерождается в новую номенклатуру. И в этом, по его словам, кроется одна из ключевых опасностей для общества. 

— Чем отличается элита от номенклатуры? Элита зависит от избирателей, партий, различных общественных и бизнес-групп. И представители элиты вынуждены учитывать интересы многих разных групп. А номенклатура зависит лишь от начальника. Вместо «вертикали власти», которую выстраивали в России 19 лет, выстраивается «вертикаль новой номенклатуры». В ней нет места элитам. Это значит, что те группы, которые мы по привычке считаем важными и влиятельными, реально уже не участвуют в принятии решений. Отсюда вытекает наглядное следствие: аресты губернаторов, министров, членов семьи спикера Самарской губдумы. Элиты больше не неприкосновенны. Номенклатура – новое дворянство. 

БРЕЖНЕВ + ГОРБАЧЕВ = ПУТИН

Еще одно интересное высказывание озвучил кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и историографии Самарского университета, президент Самарского Центра аналитической истории и исторической информатики Михаил Астахов:

— Мы видим, что впереди у нас развитие критической структуры, когда судьба одного человека влияет на всё. Но как бы он не был замечателен — он не вечен. Мы наблюдаем явления, которые происходят в любом кризисе идеологии. […] И этот кризис проявляется на ещё одном уровне: как кризис поколений, ведь нынешнее поколение не вечно. А в нынешней политике государства хорошо сочетаются признаки позднего Горбачева с признаками позднего Брежнева. И не стоит забывать, что Владимир Владимирович не просто не смог решить проблему с Украиной, он ее создал, — отметил Астахов.

ЕДИНОДУШНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 

По итогу СГФ собрал около 120 участников, в том числе около 30 экспертов — политологов, политтехнологов, историков, социологов, общественных деятелей. Как сообщил Михаил Матвеев, по результатам мероприятие была принята декларация.

— Несмотря на разные точки зрения, мы едины во мнении, что необходим равноправный диалог власти с гражданским обществом, который является залогом решения накопившихся проблем и недопущения хаотических процессов, — говорится в декларации. 

Юлия Сацук