Около двухсот человек в общей сложности протестовали сегодня в Новокуйбышевске против повышения пенсионного возраста. От имени оппозиции всей Самарской области, жарким воскресным утром, тихо, незаметно, почти без предварительной агитации, на задворках города-сателлита Самары, без приглашения СМИ, в крошечном и душном ДК, под присмотром полиции и с тусклыми лозунгами. Самарский обком КПРФ во главе с Алексеем Лескиным, кажется, боится, что его заметят и протестует будто «шёпотом из дальнего угла».

Около 100-120 человек пришли сегодня, 1 июля, в молодежный клуб «Русь» в Новокуйбышевске на собрание против повышения пенсионного возраста в России.

Несогласованный митинг в Новокуйбышевске на площади Менделеева, проходящий в то же время, что и собрание, так же собрал около 100 человек и уложился в 20 минут.

Город-спутник областной столицы стал местом проведения пусть и не многочисленной, но тем не менее «областной протестной акции», потому что в Самаре политические акции во время проведения Мундиаля запрещены.

Повышение пенсионного возраста в России стало главной темой для российской оппозиции, так как «понятно всем  и затрагивает каждого».

В отличие от сложных для понимания планов поднятия ставки НДС с 18 до 20%, а также нововведений, которые вступают в силу уже с 1 июля: повышения акцизов на табак на 10%, безальтернативного начисления зарплат бюджетникам на карты «Мир», упразднения банковской тайны, вступления в силу «закона Яровой» и т.п. Пенсия, разумеется, святое!

1 июля акции протеста состоялись в нескольких десятках городов, включая Брянск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Краснодар, Москву, Омск, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Якутск и другие города. В Самаре акция не была согласована властями. Даже в единственном оставшемся гайд-парке, где политические собрания могут проводиться даже во время игр чемпионата мира по футболу, организаторам было отказано по причине проведения в то же самое время некоего мероприятия «Самара живет футболом». А на других площадках протестовать во время проведения Мундиаля запрещено федеральными властями. Хотя в минувшую пятницу, к слову, в Самаре всё же прошла несанкционированная протестная акция в сквере «Родина».

В Новокуйбышевске Мундиаля нет, а значит протестовать можно сколько угодно. Однако и здесь в проведении уличного митинга на площади Менделеева местные власти отказали, предложив собраться в закрытом помещении, подальше от глаз праздных зевак – в здании молодежного клуба «Русь».

Впрочем, жарким воскресным утром, в 11 часов, когда термометр уже показывал +28-31̊C, на площади Менделеева всё же состоялся небольшой митинг, организованный вторым секретарем Новокуйбышевского горкома КПРФ Николаем Бурмистровым. Он собрал от 50 до 100 протестующих и… не менее 20 сотрудников полиции в форме. По оценке корреспондента «Засекина», не менее 10-15 сотрудников были в штатском и снимали происходящее на мобильные телефоны. После мероприятия они уезжали вместе с сотрудниками полиции на одних машинах, беззаботно беседуя.

Всё мероприятие уложилось в 20-30 минут и выступить успели коммунист Дамир Сталин, депутат губдумы Михаил Матвеев и несколько местных коммунистов. Матвеев призвал власть искать способы пополнения бюджета не за счёт пенсионеров и беднейшей прослойки российского общества, а за счёт богатых россиян. По его словам, для этого необходимо вводить прогрессивную, а не плоскую, шкалу налогообложения.

Полиция вела себя на удивление корректно и несколько раз заявляла Николаю Бурмистрову о «недопустимости проведения несогласованного мероприятия». Задержаний не было. Очевидно, повестки в суд организаторам придут позже.

Несколько групп полицейских по 5-10 человек стояли поодаль и наблюдали за мероприятием не подходя близко. Были сотрудники, которые ожидали в слегка тонированных «гражданских» иномарках без опознавательных знаков полиции. В частности, белый Nissan г.н. А327КМ 763RUS и белый Volkswagen Polo г.н. Р455ОЗ 163RUS. Такие неприметные автомобили полиция часто использует для наружного наблюдения.

Тем временем, к зданию бывшего советского кинотеатра, где теперь находится молодежный клуб «Русь» и над входом красуется профиль Владимира Ленина с цитатой: «Искусство принадлежит народу!», начал собираться актив новокуйбышевской ячейки КПРФ и несколько самарских активистов. Позже, после окончания митинга, в «Русь» пришли изгнанный с поста секретаря горкома КПРФ Дамир Сталин, активист незарегистрированной «Партии диктатуры пролетариата» Виктор Котельников и еще пара десятков активистов, до этого стоявшие на митинге с однотипными плакатами «Я против повышения пенсионного возраста».

Душный зал, вмещающий 280 человек был заполнен приблизительно на треть или чуть больше. Корреспондент «Засекина» насчитал 100-110 человек, включая секретаря обкома КПРФ Алексея Лескина и около десятка сотрудников полиции в штатском, которые сидели в зале и эпизодически, не привлекая внимание, записывали происходящее на камеры своих телефонов. Выступление Лескина было хрестоматийно скучным и содержало стандартный набор разрешенной критики правительства Дмитрия Медведева. Как кандидат в губернаторы он, по всей видимости, опасался лишний раз задеть «Единую Россию», президента и уж тем более врио губернатора Дмитрия Азарова.

Рядовые коммунисты позволяли себе большую свободу слова, упоминая в связи с повышением пенсионного возраста самого Владимира Путина. Он, по их предположению, знает о «затее правительства» и даже, как смело предполагают коммунисты, сам является инициатором пенсионной реформы.

Подобный полёт мысли и смелость суждений причинял явные моральные страдания сотруднику новокуйбышевской администрации – даме предпенсионного возраста, которая попросила слова и вышла к микрофону.

«Я удивлена, как вы можете рассчитывать на то, что к вам прислушаются, когда вы говорите подобные неприятные слова про Владимира Путина – нашего президента», - начала было чиновница.

Толпа отреагировала мгновенно: «Позор! Позор!», - кричали собравшиеся. Алексей Лескин вальяжно подошел к ней, забрал микрофон и развёл руками, мол, сами видите на чьей стороне общественное мнение. Несколько дежурных фраз от кандидата в губернатора от КПРФ и… собрание объявили закрытым.

«Почему так слабо информировали о собрании?» - обсуждали расходящиеся люди. «Сливают протест!» - оповещала женщина за 80, которую обсуждаемая пенсионная реформа точно не коснётся. «Что дальше делать? Когда и где митинг?» - спрашивали друг у друга люди у порога «Руси». Алексей Лескин на крыльце так и не появился. Видимо, вышел через пожарный выход и, пройдя через сквер, умчался на депутатском автомобиле. А люди обменивались контактами и решали, как им «координироваться». Сами. Без партийных лидеров, профсоюзов и кандидатов в губернаторы.

Максим Уэбер