Углубиться в предвыборную ситуацию в Самарской области главе Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Михаилу Федотову, как признался он сам, не позволяет этика. Однако, в том, что выборы в регионе пройдут на 100% чисто, он почти уверен. Оптимизм государственному правозащитнику не внушает только неверие людей. «Граждане в это не верят!», - сообщил он и доверительно добавил: фальсификации на выборах были всегда и даже в советское время.

Заключенных в СИЗО не пытают

В Самарскую область, которая уже по традиции волнует федеральный центр в канун крупных избирательных кампаний, прибыла делегация Совета по правам человека при президенте РФ во главе с его председателем Михаилом Федотовым. Пока рядовые члены СПЧ посещали с ревизией СПИД-центр, пансионат для ветеранов и АвтоВАЗ, сам Федотов наслаждался «учреждениями пеницитарной системы» региона.

Первое, что наповал сразило бывалого защитника прав граждан – центр содержания иностранных граждан, подлежащих депортации. Впечатления у него остались «самые хорошие», и прежде всего от отношения сотрудников к иностранным гражданам. «У них очень человеческое отношение к иностранцам», - твёрдо заявил Федотов.

Понравилось главе СПЧ и в тольяттинском СИЗО-4. Особый восторг правозащитника вызвал… асфальт внутри учреждения. Такого ровного и целого покрытия внутри двора, он не видел ни в одной колонии в стране. Кроме асфальта, Федотов зафиксировал в СИЗО-4 и хорошее отношение к заключенным. «Я, как всегда, задавал свои провокационные вопросы: морят ли их голодом? Подвергают ли пыткам? Конечно, заключенные, понимали, что это юмор, и все улыбались. В карцере никого не было». Впечатленный размахом инфраструктуры и хорошим настроением заключенных, Федотов принял решение продолжить ревизию исправительных учреждений и во второй день своей командировки в Самару.

Похвалил Федотов и самарских пенсионеров. «Их не трогай! И это правильно!». Но, на том факте, что самарские пенсионеры ходят на митинги, требуя возврата отнятых у них льгот на проезд в общественном транспорте, заострять своё внимание не стал.

Фальсификации на выборах были даже в СССР...

По словам Михаила Федотова, Самарская область остается под пристальным вниманием в связи с подготовкой к президентским выборам.  Мониторинговая рабочая группа, которая держит руку на пульсе событий, конечно есть. Однако, сам Федотов, из «этических соображений» в неё не входит, поскольку является советником президента, а также возглавляет Совет по правам человека опять же при главе государства. Но при этом, убедительно и прямо заявил журналистам Федотов, «все остальные члены Совета люди очень принципиальные и на «черное говорят чёрное, а на белое – белое». Именно эти люди и встречались в Тольятти с членами избирательных комиссий и наблюдателями. Но главное, это Федотов выделил особо, чтобы на выборах «было обеспечено не 100% голосование, а 100% чистота».

«Где-то на местах» СПЧ было зафиксировано совершенно необоснованное отношение к наблюдателям. И это, по мнению главы СПЧ, напрасно. Потому что наблюдатель – «очень полезный участник избирательной кампании». Но это все зависит от развития уровня гражданского общества:

- Можно ли человека – члена избиркома – заставить подписать фальсифицированный бюллетень, если у него есть чувство собственного достоинства? Да никогда! Никогда! И никогда председатель избиркома, если у него есть чувство собственного достоинства, не согласится на фальсификацию итогового протокола. Никогда, - доверительным тоном, под прицелами телекамер, заявил советник президента.

В ходе пресс-конференции у Михаила Федотова спросили и про уже выявленные в 2016 году в Самаркой области фальсификациях на думских выборах. А конкретно, почему не дают хода уголовным делам, возбужденным по мини-сериалу депутата Матвеева «Как воровали голоса в Самарской области».

- Если было совершено преступление, то оно должно быть расследовано. И тот, кто виноват, должен предстать перед судом. Поймите, фальсификация на выборах – это не изобретение новейшего времени. Это было ещё и в советское время. Как-то я сказал на своей лекции студентам, что каждый человек за свою жизнь совершает одно-два или три серьезных преступления, о которых никто не знает. А также порядка 10-15 серьезных административных проступков, которые тоже остаются латентными. И после лекции ко мне подошла студентка, которая спросила: «А фальсификация на выборах – серьезное преступление?» Я ответил, что да, конечно. «Ну, тогда я за собой одно точно знаю». И это было глубоко советское время.

Федотову противно, что его, как Сухово-Кобылина, «оставили под подозрением»

Спросили у Михаила Федотова и про «Кремлёвский доклад-210». Его фамилия, наряду с членами администрации президента, а также с олигархами, которые исчезли в России как класс, числится в списке США.

- Я советник президента. Там указаны все советники президента. Я бы никогда не подумал, что составлять такой «кремлевский список» можно по телефонному справочнику Администрации президента. Причем в том же  самом порядке, в каком мы там все перечислены. Сначала мне было смешно. Потом мне стало обидно, что за серьезный документ выдается абсолютно несерьезный и непрофессиональный подход. А потом стало противно – получается, что мы все под подозрением. Под подозрением в чём? Был такой драматург Сухово-Кобылин, и его обвиняли в убийстве своей возлюбленной. Суд его потом оправдал, но  «оставил под подозрением». И вот все мы, кто в этом списке, «оставлены под подозрением». Противно.

Позже, со своим видением проблем и подходами к их решению, перед журналистами выступила местный омбудсмен Ольга Гальцова. Визиту СПЧ в Самару не предшествовало никаких ЧП, заверила прессу Гальцова и заявила, что с Михаилом Федотовым они «на одной волне».

Екатерина Морозова