В Самарской области предвыборную кампанию сложно назвать активной. Работа штабов всех без исключения кандидатов носит, скорее, формальный характер. Реальной борьбы за голоса избирателей или хотя бы попыток её изобразить не демонстрирует никто. Пассивна не только оппозиция, но даже штаб Владимира Путина. Регион перестал быть интересен всем?

Исход выборной борьбы известен, победитель не вызывает сомнения. Некоторая неопределенность есть в уровне явки и в счёте, с которым Владимир Путин одержит победу над своими традиционными и нетрадиционными оппонентами. ЦИК зарегистрировал в качестве кандидатов восемь человек. Спойлерами Владимира Путина стали: Сергей Бабурин (партия «Российский общенародный союз»), Владимир Жириновский (ЛДПР), Павел Грудинин (КПРФ), Григорий Явлинский (партия «Яблоко»), Максим Сурайкин (партия «Коммунисты России»), Ксения Собчак (партия «Гражданская инициатива»), Борис Титов («Партия роста»).

Примечательно, что вся агитация и так называемое «информирование избирателей» ведутся лишь на федеральных телеканалах и немного в интернете.

Интернет-СМИ, пользующиеся репутацией прокремлевских, рассказывают про «интригу», «рост позиций Грудинина», «возможность второго тура» и прочие фантазийные истории, призванные вызвать интерес к выборам у интернет-аудитории, традиционно считающейся оппозиционной.

В реальном же мире ничто не нарушает тишину и приближение выборов можно заметить разве что по поквартирному обходу. который проводят сотрудники ТСЖ, ТОСов, старшие по подъездам и прочие «крепостные» бюджетники, заполняющие анкеты о намерении граждан прийти на избирательные участки.

Наружная реклама кандидатов предельно минималистична. Ограничивается 10-15 билбордами с Владимиром Путиным на всю Самару, 10-12 рекламными щитами с текстом «Жириновский. ЛДПР», 7-10 баннерами с Павлом Грудининым.

В почтовых ящиках практически нет традиционных агитационных газет и листовок. Региональные штабы кандидатов, по информации Засекин.Ру, получают агитационную продукцию в крошечных объемах в 50-100 тыс. экземпляров, а также инструкции распространять их через пикеты. Пикеты, по каким-то причинам, почти не проводятся.

Для понимания масштабов пропагандистской работы следует участь: по данным служб, организующих безадресную доставку корреспонденции, в одной только Самаре насчитывается 350-400 тыс. исправных и доступных почтовых ящиков. Есть также старые дома, где почтовые ящики сломаны, элитные дома с консьержами, недоступные для выборного спама, а также внушительных размеров частный сектор. Кроме того, есть Тольятти, Сызрань и масса других городов и поселений… То есть, даже кандидаты даже по своим оптимистичеым планам не рассчитывают охватить и 5% избирателей Самарской области. По факту же речь едва ли идёт более, чем об 1-2%.

На местных теле и радиоканалах нет ни агитационных роликов (для них рано), ни информирования о деятельности кандидатов и их штабов в Самарской области. Вся кампания – на федеральных каналах.

Показательны и «гастроли» кандидатов в президенты. Самарскую область своим вниманием наградили пока лишь беспартийный коммунист Павел Грудинин, ветеран демократического движения Григорий Явлинский и депутат Владимир Жириновский.

Встречи с избирателями кандидаты организовали в небольших залах самарских гостиниц, собрав по 100-200 человек каждый. На встречи приходит преимущественно партийный актив и сторонники, которых нет смысла агитировать.

Владимир Жириновский получил доступ в Самарский университет и встречался со студентами, но это, судя по всему, не его аудитория.

О расширении электоральной базы ни у одного из кандидатов речи не идёт. Похоже, задача максимум – формально отыграть свои роли. Может показаться, будто и ехать-то им в Самару не хотелось.

Избирательная комиссия Самарской области периодически напоминает о себе выездными мероприятиями, смотрами новых временных участков для голосования на предприятиях с, якобы, непрерывным циклом производства.

В конце декабря председатель облизбиркома, в рамках круглого стола в одном из региональных изданий, заявил: «На этих выборах фальсификаций не будет». Довольно самокритично для человека, которые занимает этот пост долгие годы и организовывал не одно голосование в регионе. Он будто признаёт, что на других выборах нарушения были и он об этом что-то знает?

В губернии, при неформальном участии облизбиркома и подконтрольной властям Общественной палаты Самарской области, создано псевдо общественное образование под нескромным называнием «Союз независимых наблюдателей» (СНН). В него вошли «лучшие люди города», которые на протяжении десятилетий олицетворяют совесть региона: журналисты, правозащитники, общественники. Даже ассоциация «Голос», [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] которую власти считают «иностранным агентом».

Одним из организаторов СНН и, по неофициальной информации, автором и идеологом выступила советник губернатор Самарской области Ирина Скупова. Первая встреча «независимых» прошла на площадке компании, которая выиграла многомиллионный контракт на разработку, производство и поставку КОИБов на всю страну. Цель СНН, по мнению наблюдателей, заключается в легитимация итогов голосования на территории Самарской области. Хотя отдельные её члены и настаивают на том, что орган, на сайте которого указано партнерство с ЦИК, Общественной палатой Самарской области и её профильной рабочей группой, является де независимой площадкой. 

Если оценивать активность штабов, то её нет. Если не считать активностью изображение деятельности в социальных сетях и распространение мемов. Охват аудитории всех штабов, судя по количеству подписчиков групп, количеству комментариев и лайков, вряд ли превышает 1000 человек на всех претендентов. Штабы не участвуют в полемике и не делают никаких заявлений.

Исходя из общей картины происходящего в Самаре и Самарской области, а также опираясь на данные соцопросов, с которыми удалось ознакомиться «Засекину», можно утверждать: уровень интереса к выборам у избирателей низкий. И если исключить возможности административного ресурса, то явка избирателей в регионе, по прогнозам социологов, была бы менее 50%. Ориентировочно можно говорить о явке 38-40% в Самаре и Тольятти, 45-48% в сельских районах. И это на фоне очень небольшого количество неопределившихся избирателей.

Однако влияние админресурса не стоит недооценивать. Работа с работниками крупных предприятий, голосование на дому, с открепительными, которые по словам представителей ЦИК, вовсе не открепительные, а также со списками избирателей без усилий добавляют не менее 15-20% к явке. Таким образом, в Самарской области явку, о которой заявит избирком, по всей видимости, следует ожидать на уровне 60-65%. Примечательно, что рейтинг основного кандидата в регионе может перевалить за 80%.

Максим Уэбер