Четвёртую годовщину самарского губернаторства многолетнего главы Мордовии Меркушкина дефицитный бюджет Самарской области решил отметить специальным 16-полосным цветным выпуском «Волжской коммуны» тиражом 950 тысяч экземпляров. Официальный орган регионального правительства подарил всем многочисленным членам команды созидания ещё одно высокохудожественное пособие всепобеждающей предвыборной пропаганды и агитации.

 

За четыре года Николай Меркушкин прославил Самарскую область, бывшую до него регионом-донором и триумфально превратившуюся в дотационную территорию, целым рядом неотвратимых достижений, криминальных историй, коррупционных скандалов, сногсшибательных проектов и неподдающихся классическому лингвистическому анализу уникальных перлов. Способствовали этой невероятной популярности дел и слов вождя Созидания (именно так с заглавной буквы пишется в подгубернаторских СМИ это чудесное слово) раскачивающий в сетях лодку узкий круг лиц, Госдеп и лично дядя Сэм, не жалеющий своей подлой американской валюты на то, чтобы поставить Николая Ивановича на колени. Точнее, Россию, но в лице Меркушкина. Проверить эту информацию пока не удалось, но не верить самому раскрутчику маховика и его советникам мы не имеем никакого права. Тем более что колени губернатора давно уже не гнутся. Ни перед кем. Кроме того, условно говоря, кто там. Над ним, в принципе.

И хотя, по сегодняшним словам генерального директора оргкомитета «Россия-2018» Алексея Сорокина, на строительстве в Самаре стадиона к Мундиалю «сейчас возникла техническая проблема - сорвалось несколько кранов» - омрачить сплочённое движение членов команды губернатора вперёд не может никто и ничто.

Да, банкет неподкупного Фурсова придумали за океаном, да, микро-макро – это вам не брутто-нетто, да, преподаватели одного университета «самоубийцы, как Александр Матросов». Да. Да. Да. Надо молиться, чтобы были пенсии, а кинуть – это по-самарски. И государственный долг Самарской области на 1 апреля 2012 года составлял 33 миллиарда 819 миллионов 465 тысяч 629 рублей, а сейчас по данным того же ведомства на 1 апреля 2016 года он равен уже 68 миллиардам 213 миллионам 304 тысячам 613 рублям.

И стена Меркушкина – это стена, у кого надо стена. И блогера Бегуна никто не просил мазать чёрной плиткой, то есть чёрной краской федеральный и региональный, простите за выражение, истеблишмент. Об этих надуманных аферах, вендеттах, социальных протестах и прочих выемках и обысках в Самарской области вы можете узнать из преследующей победную поступь губернатора продажной западной прессы. Хоть из твиттера Хинштейна, хоть из блога Матвеева. А вот о подлинной сущности творимого в Самарской области беспредельного по масштабам движения вперёд вы можете узнать только из уникального, редчайшего выпуска газеты «Волжская коммуна», чей миллионный тираж уже становится библиографической редкостью. И в Интернете его, в отличие от других номеров газеты, тоже пока нет.

На первой странице специального выпуска над и под большим портретом четыре года раскручивающего маховик Николая Ивановича избирателям, в том числе имеющим проблемы со зрением, максимально крупным шрифтом сообщаются неопровержимые истины: «Если хочешь жить лучше – это надо знать!», «В команде президента, курсом Созидания» и «Когда мы вместе – мы непобедимы».

Главным же, по нашему скромному мнению, в этом выпуске является интервью самарского губернатора «Кто мешает Николаю Меркушкину вырвать Самарскую область из лап криминального прошлого». Доверить опорный материал самарским, даже самым преданным, борзописцам глава региона не мог. Своим самым сокровенным он поделился с корреспондентом мордовского издания «Столица С» Ольгой Немчиновой.

Нашим читателям уникальный номер органа правительства Самарской области, увы, не достался. Но «если хочешь жить лучше – надо знать!». А посему мы предлагаем вашему вниманию несколько значимых и знаковых фрагментов судьбоносного интервью.

Назад в будущее

«С»: …У Вас огромный опыт по выводу региона из самой трудной ситуации на лидирующие позиции. На момент Вашего прихода к руководству Мордовии в 1995 году, республика была, по сути, политическим и экономическим банкротом. Наверняка Президент уверен, что Вы справитесь с поставленными задачами. Кстати, какие конкретные задачи были поставлены перед Вами?

— Прежде всего, оздоровить политическую, экономическую и социальную ситуацию в области, вернуть ей лидерские позиции.

«С»: В сказках такие поручения давали лишь тем, кого посылали на погибель… Но, если серьезно, с какими мыслями Вы уезжали в Самару?

— Наверное, как и герои сказок, с самыми оптимистичными (улыбаясь). У меня было представление о проблемах, которые предстояло решать. Я уже проходил все это в Мордовии, и за годы руководства с опорой на широкие слои людей нам многое удалось сделать. Вы, наверное, помните, что творилось у нас в начале 90-х?..

Мы все это преодолели, и за годы стабильности Мордовия кардинально изменилась. Республика стала признанным центром оптического волокна и светодиодного производства. Мордовия достигла тогда уровня спортивной столицы Поволжья, а Саранск — статуса самого благоустроенного города России с европейской внешностью. По вложениям в инфраструктуру на душу населения Мордовия стала абсолютным лидером в стране. Это очень важно не только для нынешнего, но и для будущих поколений. Сейчас уже доказано, что уровень инфраструктуры определяет конкурентоспособность людей новых поколений даже на генном уровне. Пожалуй, главное, что удалось в те годы — в людях практически полностью удалось изжить комплекс провинциализма, который столетиями довлел над этой территорией и сковывал развитие…

Вы спросили, с какими мыслями я уехал в Самару. Я ответил, что с довольно оптимистичными. Но я не представлял, насколько глубоко область увязла в «лихих 90-х», что спустя двадцать лет часть процессов в местной политике и экономике продолжали функционировать по «понятиям». Очень быстро у меня сложилось стойкое ощущение, что я вернулся в прошлое Мордовии и начал все с нуля. Только масштабы и глубина проблем здесь несоизмеримы с мордовскими…

«С»: Вы уверены в своих силах?

 — Конечно, и всегда был уверен. А иначе переломить ситуацию и провести какие-либо позитивные преобразования — невозможно.

Мордовия

«С»: Никто не должен отрекаться от своих корней и родины. Вы следите за ходом дел в Мордовии, или Самарская область отнимает у Вас все время?

— Слежу. Может быть не так пристально, но, конечно, слежу. Причин для особых тревог за республику не вижу, хотя, конечно, некоторые вещи вызывают беспокойство. Когда я уезжал в Самару, то был уверен, что оставляю республику в надежных руках: у руля оставалась команда, с которой мы прошли огромный и очень сложный путь. Люди, работающие рядом, видели и знали практически все методы работы и пути решения проблем.

Но в сегодняшних сложных условиях крайне важно сохранять командный дух, не терять наработанных традиций, тесной связи с народом, чувствовать пульс его жизни и подчинить все интересам республики. Очень важно дружной работой удержать тренд, динамику развития, которая набиралась огромным трудом десятков тысяч людей.

 «С»: А как на Ваш взгляд в республике проходит подготовка к ЧМ-2018?

 — Я уверен, что Мордовия встретит его достойно. И это для меня очень важно. Самара тоже готовится к чемпионату, и когда в Кремле, в Правительстве, в оргкомитете с ФИФА проходят встречи, совещания, посвященные организации чемпионата мира, при обсуждении всех вопросов я учитываю и интересы Саранска, а иногда приходится отстаивать и очень принципиальные вещи.

 «С»: Если за ЧМ-2018 мы можем быть спокойны, то за мордовских ходоков болит душа.

 — Весь этот скандал я воспринял очень болезненно. Но никогда и никто не сможет оспорить огромный вклад мордовских атлетов в развитие спорта. Все это вписано золотыми буквами в историю республики, страны и даже мирового спортивного движения. И я уверен, что у созданной мордовской школы ходьбы впереди будет еще много новых побед.

«С»: Когда в 2011 году с участием Владимира Путина отмечалось 100-летие Олимпийского комитета России, Жак Рогге вручил всего две медали «За вклад в развитие мирового спортивного и олимпийского движения» президенту Олимпийского комитета России А. Жукову и Вам. Все знают, что без Вашей поддержки не было бы феномена Виктора Чегина и мордовских ходоков. А может быть попытки дискредитировать мордовскую школу ходьбы — это часть атаки и на Вас?

— Маловероятно. Хотя неоправданно масштабная раскрутка этой темы в СМИ била по имиджу не только ходоков и Виктора Михайловича Чегина, но и по моему тоже.

Теневая Самара

«С»: Самарская область — это действительно иные измерения и в географических масштабах, и в экономике, и в финансовой сфере. А там, где много денег, всегда присутствует криминальный интерес. Насколько сильным здесь был теневой мир, когда вы пришли?

— К сожалению, Самарская область надолго задержалась в «90-х». Криминальный интерес очень глубоко запустил здесь свои корни. И, прежде всего, в областной бюджет, который по собственным доходам в 10 раз больше мордовского. Понятно, что доступ к казне обеспечивали часть чиновников, погрязших в коррупции. У многих финансово-промышленных групп, бизнес-интересы абсолютно увязывались только с бюджетными финансовыми потоками. И мы с самого начала приложили максимум усилий, чтобы оторвать этих «пиявок» от бюджета. В итоге сохранены миллиарды казенных рублей, а самарская экономика стала заметно более прозрачной и цивилизованной. А бюджетные вложения в развитие социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры возросли в разы.

 «С»: Всё это во многом и объясняет истеричность атак на губернатора.

 — Сейчас уже маховик созидательных процессов набирает все большие обороты, идет оздоровление, очеловечивание общества. Оппоненты политики Созидания понимают, что в здоровом обществе тем схемам и ценностям из 90-х годов не будет места. Поэтому в ход идут самые «грязные» методы. Эти люди прекрасно осознают всю фундаментальность происходящих в области изменений, и то, что в честной борьбе они проиграют еще до ее начала.

 «С»: То есть в Самаре 20 лет шла своя игра по-крупному, и тут появляетесь Вы, как к одиннадцати — туз. Да еще с твердыми поручениями Президента изменить положение вещей. Миссия, на первый взгляд, невыполнима…

 — Это только на первый взгляд. Потому что слабость любого порока и зла — в самом пороке и зле. Одолеть их, на самом деле, несложно, если нести добро. Уже сегодня в области многое изменилось, и в отличие от «грязных» технологий наши реальные дела говорят сами за себя и формируют устойчивый созидательный тренд.

 «С»: Опросы показывают, что подавляющее большинство жителей Самары, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевска, Чапаевска или других городов на вопрос «Изменилась ли их жизнь за последние четыре года» отвечают утвердительно: «Да, изменилась».

— За это время было создано 39 новых производств, открыты новые заводы «Бош», «Делфай» в Чапаевске, строится завод «Кнауф» и целый ряд других предприятий. Только в химической промышленности создано восемь новых производств и тысячи новых рабочих мест. В Тольятти создана уникальная, единственная в Европейской части России территория опережающего развития, где на базе особой экономической зоны уже начали свою работу восемь новых заводов, и столько же сейчас строятся. Ввод жилья впервые в истории области превысил 2,2 млн. квадратных метров. И впервые за 25 лет область вышла на первое место в ПФО. Снизили себестоимость жилья. Если раньше стоимость квадратного метра была самой дорогой в округе, то сейчас она ниже, чем средняя по ПФО. Предприятия оборонно-промышленного комплекса в 2015 году повысили объемы производства на 18%, такого тоже не было четверть века. Нефтяные компании обеспечили рост добычи нефти почти на 6% — это лучший показатель за 40 лет. Объем дорожных работ в области за последние два года вырос в 2,5 раза. Такими темпами мы за 5-6 лет решим проблему плохих дорог в Самаре. Спортивная инфраструктура активно развивается при поддержке «Единой России»: за три года построено 12 ледовых дворцов, 9 бассейнов, 19 ФОКов, 13 полноценных стадионов с искусственным футбольным полем и с легкоатлетическими дорожками, 257 универсальных спортивных площадок с искусственным покрытием во дворах и при школах. С 1 сентября в Самаре начнет работу Центр одаренных детей, открыто 6 новых общеобразовательных школ, 57 детских садов. Полтора года назад заложили самый современный и самый масштабный в стране кардиоцентр «Клиника Сердца». И этим летом мы его открываем. Открываем новый перинатальный центр, центр позитронно-эмиссионной томографии при онкоцентре. Совместно с немецкой компанией «Фрезениус» открываются три крупных диализных центра. Строится стадион «Космос Арена», который комиссия ФИФА признала уникальным по своим технически решениям, функциональным возможностям, внешнему виду, и, самое главное, по наследию. И не зря Самаре доверено проводить третий матч сборной России после Москвы и Санкт-Петербурга, здесь пройдут игры 1/8 финала и 1/4 финала. Многое еще можно перечислить, но еще больше предстоит сделать.

 «С»: А что представляла собой политическая элита на момент Вашего прихода? Ведь Самарская область застыла в «90-х» не просто так.

 — Элита оказалась очень разнородной. Много людей пришло во власть с «лихих 90-х». И определенный круг людей — чиновников, «политиков» — делали все, чтобы как можно дольше удержать это время и эти процессы. Как известно, рыба хорошо ловится в мутной воде. Все последние 20 лет часть местной политической элиты занималась только собственными интересами.

 Но есть и другая элита. Это мощный директорский корпус крупных предприятий, ректоры вузов, ученые, конструкторы, генералитет (Самарская область — третий регион России по количеству генералов и адмиралов — «С»), ветераны, общественные организации, отражающие реальные интересы населения. Это творческая интеллигенция, признанная страной, которая имеет глубинные, еще дореволюционные традиции. Инженеры, конструкторы, управленцы, работающие на освоение космоса и занимающие лидирующие позиции в мире. Элита — это и педагоги, и врачи, достижения которых признаны в стране. Это бывшие партийные, комсомольские и советские работники, когда-то по праву входившие в элиту Советского Союза. Это другая, подлинная элита, и здесь у нас полное взаимопонимание и взаимоподдержка. И эта та самая сила, которая делает задачи, поставленные передо мной Президентом, выполнимыми.

Информационная война

 «С»: Но пока люди, которые, как Вы сказали, «пришли во власть из лихих 90-х», идут на все, чтобы оставаться хозяевами жизни.

 — Они поняли, что новая власть уже не позволит им зарабатывать незаконные миллионы как прежде. Не позволит «доить» бюджет и «ловить свою рыбу в мутной воде». Сегодня ими движет, скорее, отчаяние, потому что они видят консолидацию общества вокруг власти, вокруг созидательных задач и понимают, что постепенно они утрачивают свои позиции. Я не обращаю внимания на эти информационные атаки, будучи лживыми и организованными по неправедным поводам и мотивам, они рано или поздно захлебнутся сами по себе.

 «С»: Есть люди в Мордовии, которые помогают осуществлять эти информационные атаки?

— Да, есть несколько человек. Двое из них — это близкие к одной из организованных преступных группировок, лидер которой осужден на 20 лет лишения свободы. Есть и занимающие немалые должности. Они никогда не хотели добра Мордовии и даже когда-то на плечах организованной преступности хотели захватить власть в республике.

«С»: У Вас есть уже какие-то прогнозы по поводу выборов?

— Конечно, выборы будут очень непростыми. Влияние оказывает сложная геополитическая обстановка, санкции, введенные против нашей страны, снижение цены на нефть и газ. А для Самарской области как одного из центров добычи и переработки это очень чувствительно. Политические оппоненты эти трудности будут обязательно использовать, применяя самые изощренные методы, пытаясь ввести людей в полное заблуждение. Это уже активно делается сегодня, и особенно в Тольятти, на автозаводе, где всеми способами поддерживаются протестные настроения, в том числе с активным участием западных антироссийских центров. Но активных сторонников власти, сторонников созидательного развития региона становится все больше. И я рассчитываю, что предстоящие выборы способны окончательно покончить с наследием 90-х в политической среде области. Они станут важной отправной точкой для последующего этапа оздоровления ситуации в регионе, откроют новые возможности для значительного улучшения жизни людей…

 «С»: В чем сила Меркушкина в Самаре?

 — Это доверие и поддержка самарцев, уверенность широких слоев людей в том, что мы задали правильный тренд развития, и шаг за шагом его уже реализуем. Еще одной важнейшей составляющей этого тренда являются результаты работы в Мордовии, в том числе и сегодня. То, что Саранск неоднократно признавался лучшим по благоустройству, а совсем недавно признан лучшим по качеству дорог, а еще 15 лет назад 143 улицы в центральной части Саранска никогда не видели асфальта. То, что продукция АПК Мордовии пользуется большой популярностью в самых различных уголках страны, и, в том числе, в Самарской области. То, что Центр одаренных детей занимает первые места в стране, и то, что уже 20 лет Мордовия является лидером по доле инновационного продукта, по обеспеченности спортивными сооружениями и по целому ряду других показателей, которые превышают уровень многих столичных регионов. Конечно, эти итоги работы в Мордовии добавляют признания самарских людей, придают сил и уверенности в том, что даже самые сложные проблемы в Самарской области разрешимы.

Подготовил Лев Городецкий