Самарский памятник советского авангарда «Фабрика-кухня» вновь попал в зону профессиональной невменяемости и номенклатурного абсурда. Под прикрытием сложного экономического положения и аварийного состояния железобетонного несущего каркаса здания региональное министерство строительства всерьёз предлагает снести шедевр формальной архитектуры. Рассмотреть такую возможность приказал не кто иной, как господин Меркушкин. А сам губернатор пытается обойти запрет на снос объекта культурного наследия, выдвинув «идею» принять решение «о полной замене железобетонного каркаса здания», что фактически тоже означает неизбежное уничтожение памятника и возведение на его месте стилизованного новодела.

Новый скандал вокруг уникального памятника советского формализма, построенного в 1930-1932 годах по проекту московского архитектора-инженера Екатерины Максимовой, начался вчера с заявления пресс-службы областного правительства об отсутствии средств на реставрацию объекта культурного наследия.

«В связи со сложной экономической ситуацией средства на реализацию мероприятия «Реставрация здания «Фабрика-кухня» законом Самарской области «Об областном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» не предусмотрены. Однако вопрос о реставрации здания «Фабрики-кухни» не закрыт. В настоящее время изучаются возможности корректировки сметной стоимости», - прокомментировали «Коммерсанту» в пресс-службе правительства нынешнюю ситуацию.
Параллельно депутат Государственной думы Александр Хинштейн опубликовал в своём аккаунте в Twitter письмо областного Минстроя Николаю Меркушкину «О строительстве нового объекта культурного наследия регионального значения» и письмо самого губернатора статс-секретарю – заместителю министра культуры РФ Григорию Пирумову.

Судя по письму Минстроя от 28 января 2016 года, именно Меркушкин предложил ведомству  рассмотреть возможность сноса Фабрики-кухни. И чиновники бодро рассмотрели варварское предложение и отчитались, что снос и строительство «нового объекта культурного наследия» обойдётся всего в 500 миллионов рублей. И.о. министра строительства г-н Крикуненко просит Меркушкина дать поручение об исключении шедевра архитектуры из реестра объектов культурного наследия.

В свою очередь, губернатор Меркушкин в письме статс-секретарю - заместителю министра культуры Григорию Пирумову от 10 февраля 2016 года выражается более дипломатично. В дополнение к письму о софинансировании реставрации памятника он просит принять решение «о полной замене железобетонного каркаса здания, утратившего несущую способность и находящегося в аварийном состоянии».

Явно потрясённый таким «варварским поворотом» истории по спасению памятника Александр Хинштейн написал в своём аккаунте в Twitter: «Самый радикальный способ решения проблемы фабрики-кухни предложил самарский Минстрой: снести и построить заново. Мы не для того отстаивали самарскую фабрику-кухню - уникальный памятник конструктивизма - чтоб его потом снести и заменить новоделом. Слава Богу, я успел добиться включения этого здания в реестр памятников; теперь снести его невозможно. Строить - дешевле, чем реставрировать. Для спасения фабрики-кухни сделано уже немало. Провели мену с прежним собственником, передали в федеральную собственность, разработали проект реставрации за средства @Culture_RF, создали на его базе филиал ГЦСИ. После сегодняшних заявлений не знаю, как смотреть @medinskiy_vr в глаза».

Напомним, что самарская Фабрика-кухня, признанная уникальным памятником советского формализма, была открыта 1 января 1932 года при заводе имени Масленникова. Если смотреть на это конструктивистское сооружение сверху, то можно увидеть, что оно имеет форму скрещенных серпа и молота.

В 1944 году здание было реконструировано, в результате чего, по выражению архитекторов, его облик «сменился с авангарда на классику». В 1990-е годы здание Фабрики-кухни перешло в частную собственность, и после вторичной реконструкции там открылся торговый центр. От этого пострадала его архитектурная концепция - классический декор фасадов сбили, а весь фасад здания обшили пластиковым сайдингом.

В 2004 году памятник приобрела компания «Кловер Групп», объявившая о намерении открыть на этом месте крупный деловой центр. Архитектурная и правозащитная общественность неоднократно выступала против подобных намерений. При непосредственном участии архитекторов Виталия Стадникова и Виталия Самогорова было создано общественное движение в защиту здания, поддержанное ЮНЕСКО. В итоге «Кловер Групп» продала актив, и Фабрика-кухня сменила целую череду собственников. Все они отказывались от реставрации здания. С 2008 года оно оставалось пустым и не отапливалось, что способствовало его дальнейшему обветшанию.

В середине ноября 2013 года в Самаре состоялось первое заседание рабочей группы по вопросу сохранения Фабрики-кухни. В областном правительстве прошло заседание рабочей группы под председательством заместителя министра культуры РФ Григория Ивлиева, в котором также приняли участие Александр Хинштейн и генеральный директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. В конце 2014 года здание было оформлено в федеральную собственность. В прошлом году был подготовлен проект реконструкции уникального здания, в котором Министерство культуры РФ приняло решение разместить Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства.

При условии гарантий Самарской области федеральный бюджет готов выделить на реконструкцию авангардного сооружения и создания в нём Средневолжского филиала всероссийского Центра современного искусства 400 миллионов рублей.

Как обещал министр культуры РФ Владимир Мединский, ещё 15 сентября 2013 года осмотревший памятник во время рабочего визита в Самару, благодаря реконструкции Фабрики-кухни и созданию в ней центра современного искусства «мы сможем поднять культурную жизнь Самары на новый уровень — уровень мирового значения». Реконструкцию шедевра собирались завершить уже в 2016 году…

Никон Геростратов

Фотография А.Вострова