В Самаре продолжается критический период монологического эпоса в исполнении акына-реформатора Николая Ивановича Меркушкина. Рождённый в античной Мордовии российский Гомер не только повествует долгими часами о золотом веке Трои, точнее троицы самарских университетов, который ждёт её после объединения в один окончательно непобедимый вуз древнегречневой филологии, аэрокосмической динамики и нефтяного изобилия, но и возглавляет штурм учебных заведений разной степени укреплённости. Почти без боя соблазнив и напугав верхушку «классического» университета, наш герой неожиданно столкнулся с упрямым сопротивлением преподавателей и студентов Самарского технического университета. Даром что ли из недр этого вуза явился на свет первый, гениальный и несравненный златоуст минувшей эпохи Виктор Степанович Черномырдин.

 

Быть или забыть?

Сразу стоит оговориться, что я не разделяю фейсбучный пафос защитников своих Alma Mater, свято верящих в уникальную самобытность и самодостаточность трёх вузов, попавших под руку бывшего секретаря ВЛКСМ Мордовского государственного университета. Как, впрочем, не разделяю и ехидного безразличия интеллектуалов, утверждающих, что противостоять механическому произволу бессмысленно в силу ущербности нынешнего состояния высшего образования в стране в целом и в Самаре в частности. Полагающих, что  хуже не будет, а лучше не станет. И справедливо напоминающих, как на классический университет бросили, не встретив никакого сопротивления,  сначала ставшего ненужным экс-лидера местных единороссов, а затем и вовсе «железнодорожника с авиационным образованием». И то правда. Однако бессмысленное и беспощадное слияние трёх разнопрофильных вузов, исходящее от абсолютно далёкого от их истории и судьбы человека, не являющегося даже формально их учредителем и хотя бы приблизительным специалистом в этой сфере, содержит откровенный и унизительный этический подтекст. И внезапное, компанейское «взять всё и объединить» ничем не отличается от знаменитого шариковского «взять всё и поделить». Мы не рабы, рабы не мы. Рабы немы. И глухи. А потому слушают и слышат, чёрт бы побрал эту идиотскую идиому…

Таким вот нелепым, волюнтаристским образом господин Меркушкин дал возможность хотя бы некоторым самарцам вспомнить, что у них, оказывается, ещё есть человеческое и интеллектуальное достоинство.

В логике реформатора Меркушкина, который, конечно же, отрабатывает медведевский сигнал об укрупнении ради экономии, не пахнет не то, что квантовой физикой, но даже элементарной арифметикой. Потому что трёхголовый университетский самарский кентавр будет получать всё равно меньше средств, чем три отдельных вуза в сумме. Кого будут резать по живому, можно догадываться уже сейчас. И самое главное – ясно, кто будет резать. Чиновники во главе с выпускником-отличником Мордовского госуниверситета по специальности «инженер электронной техники» (какая электронная техника была в 1973 году в Мордовии – это другой вопрос) и его, уж простите великодушно, остепенённые лизоблюды.

Вновь оговорюсь. Я не оспариваю выдающихся административно-управленческих заслуг государственного деятеля, прошедшего путь от механизатора в колхозе до главы научно-промышленной Самарской области. Мне лишь почему-то кажется, что этого не совсем достаточно для того, чтобы чувствовать себя мыслителем-инноватором.

Впрочем, сам жанр, сам стиль убеждения и вербовки добровольных сторонников объединения госуниверситета, аэрокосмического и технического университетов, красноречив и бесподобен. На фоне Донбасса и обостряющегося социально-экономического кризиса мы слушаем и не можем расслышать многочасовые песни человека, у которого в нынешней ситуации каждая минута должна быть на счету. А тут, как у Маяковского, «у меня, да и у вас, в запасе вечность. Что нам потерять часок-другой?!». А ещё вспоминается Пастернак, «вас объезжают, как лошадей, а вы ещё и радуетесь».

 

Сомнения дилетанта

После комического заговаривания расширенного ректората или учёного совета СамГу наш феодал отправился на такую же конфиденциальную встречу в СамГТУ. Это называется «не ломать через колено, а убеждать», запугивая несогласных грядущей бюджетной нищетой и прочими неприятностями. При этом почему-то никто не спросит уважаемого губернатора, а вы-то, Николай Иванович, тут причём? Да, наши вузы, в отличие от европейских, совсем не автономны, казённые они, государственные. Так пусть казённый начальник их и закрывает, лишает финансирования, которого не хватает на оборонные госзаказы и армию чиновников-олигархов. А вы-то чего? Хотите изобразить патриотическую самодеятельность или привлечь для своих целей дополнительные средства в смутное время кризиса и нового местоположения нашей страны в мире? Или всё действительно предельно прозрачно. На маленький Аэрокосмический университет больших денег не дадут, а на большой дадут. Поэтому вам и хочется объединить авиационный с политехническим на базе классического. Ведь, скажем, объединение классического с институтом культуры, бывшим педагогическим и даже медицинским выглядит несколько органичнее и чуть-чуть естественнее…

Очередное, второе, выступление акына было омрачено бог весть откуда взявшейся конференцией сотрудников СамГТУ, подавляющим большинством проголосовавших против объединения. А ещё дурацкой наивной петицией гражданки Марковой с просьбой к Владимиру Владимировичу не брать греха на душу и не объединять сладкое с кислым, под которой из чувства проснувшегося достоинства на момент приезда губернатора в Технический университет подписалось не много, но всё-таки уже две тысячи семьсот человек.

Но чу! Плоские измышлизмы беспомощны по сравнению с прямой речью, достойной пера Андрея Платонова и Михаила Зощенко. Благо, что твиттер-трансляцию просодийного монолога Николая Ивановича, на исходе третьего часа изредка прерываемую упрямыми политехниками, вёл на этот раз не один злодей Мишка Матвеев, которому мало политических очков, а сразу восемь или девять летописцев.

Губернатор явился на учёный совет СамГТУ или, повторюсь,  расширенный ректорат в чем-то прямь из тех материй, из которых хлопья шьют. То есть с большой синей папкой. Сев в президиуме рядом с ректором политеха, не путать с поэтом-прозаиком, Дмитрием Быковым и ректором медицинского университета Котельниковым и выпив стакан воды, Николай Иванович начал…

 

И творчество, и чудотворство Николая Ивановича

Начал он издалёка. Из глубины времён перед собравшимися пролетели как наяву  традиции, заложенные в Великую Отечественную войну. Потом внезапно губернатор перемахнул в Татарстан, который отнял у Самарской области выгодный контракт и вообще получает больше, потому что нефтехимический кластер у них в полтора раза превышает самарский. А ведь мы, горько улыбнулся Николай Иванович, имея в виду совсем не Мордовию, а именно что Самарский край, двадцать пять лет назад сильнее были. И, не давая опомниться технарям, как наотмашь ударил суровой правдой про то, что Мордовия производит продуктов куда больше нашей губернии. Одни только чемпионы олимпийские чего стоят. Кто-то хотел сказать, что чемпионы эти стоят дисквалификации за употребление допинга, но не сказал.

Эклектический и эпический монолог губернатора был похож на церемонию открытия игр в Сочи в её как бы лубочном камерном варианте.

А ведь думал Меркушкин, что в январе-феврале будет колледжи объединять, а тут вузы сливать приходится. Но Казань-то как мощно рванула, сразу семь вузов в своё время объединила. И поймите, боже ж ты мой, поймите же наконец, что даже если я захочу - я вузам не смогу никак помочь. Объединяться надо. Надо создавать мощный центр первого ряда, потому что другие загибаться будут. Начнут резать приём студентов, а это всё – кранты. Ну, да. СамГУ что-то выигрывал на олимпиадах-конференциях, химики-физики, СГАУ выигрывал, а политех, Технический-то ничего же не выигрывал. Почитал я тут надысь стенограмму конференции вашей, сотрудников ваших, студентов ваших, начитались каких-то газет и тоже туда же, голосуют.

У вас здесь всё, как в 90-е годы, ну просто беспредел, как в 90-е эти годы. Пошумели, покричали, а страну-то потеряли…

Вот в Мордовии благодать, сколько уже миллиардов получили на Мордовский госуниверситет, вот картиночки посмотрите. В Мордовию же больше едут учиться, чем в Самару. Вы что, не понимаете, какой шанс можно упустить. Вы посмотрите только, каков дворец в Саранске, каков фонтан! Такого в стране нет. Каждая струя отдельно управляется. И не смейтесь! Каждая струя отдельно управляется. Над кем смеётесь? Над собой…

Саранский МГУ – пять общежитий, все условия, душ и прочее, восемь миллиардов потратили, ещё два на лаборатории. Поняли? Поняли или нет?!

Уважаемые товарищи, я вам скажу, что из двух тысяч с половиной останется в стране восемьсот вузов. Восемьсот! На что мы с таким настроением можем рассчитывать?!..

Никто вас заставлять не будет, понимаете, заставлять вас не будет никто, никто вас не будет заставлять. Не понимаете этого тренда, то не будем тратить на вас время. А то четыре часа, с одними, четыре с другими. Нам же жить надо, развиваться, науку двигать. Одарёнными детьми заниматься. Гагарин-центр опять же, кампус. Мы, вы только представьте себе, мы же в числе пятнадцати вузов-законодателей будем. А если мы не хотим так, если так мы не хотим, то значит – что? А значит то, что мы всё сами! А что мы сами-то можем, а?

Надо, а иначе нельзя, надо вступать в мега-вуз, в айти-вуз, в нано-вуз, а не барахтаться, не пойми где. Вот какой у вас средний балл ЕГЭ? Какой балл? ЕГЭ? Пятьдесят девять! А в стране по университетам в среднем шестьдесят три! Значит, будут резать бюджетные места. Резать будут. А ещё через год у вас и аспирантуры не будет!

Мы с вами, с вами мы не выиграли ни одного гранта правительства, а вот в Мордовии… Вы вот вообще понимаете, что такое карбид кремния, понимаете?.. Никто вас силой тащить не будет, ломать через коленку никто вас не будет… Молодых давайте послушаем, давайте укрепляться! Создадим большой центр и будем укрепляться, укрепляться будем…

От нас же по полторы тысячи уезжает в Татарстан, а Мордовия в чистом виде была столица, и к нам приезжали… 140 человек уехало учиться в Мордовию. Едут с родителями, смотрят. Вася с айфоном ходит, смотрит и показывает потом Пете - как в Мордовии здорово!

Да, может, я вас немного обижаю, но мне ещё в СГАУ идти, они тоже против, убеждать придётся. Определённую работу провести придётся.

Вы вот меня спрашиваете, а какая программа, какая дорожная карта? Да какая программа?! Вы у Дэн Сяопина спросите, какая у него программа? Вы на Китай теперь посмотрите, вот какая у нас программа!

Вот тут спрашивает профессор Никитин, какие кафедры будут сокращать, и нет ли других способов совершенствовать вузы. Нет! Мы потратили из областного бюджета 132 миллиона на вас, на филиал в Новокуйбышевске, но это же не совсем законно, так больше нельзя же. Вуз-то федеральный, а вдруг попросят вернуть деньги.

Нет, вы только представьте, мы будем национальным университетом. Первым университетом. Королёва надо оставить в названии. Самарский национальный университет, как гордость национальная. А Королёва в мире знают. И блок гуманитарный не пропадёт, усилим только! На 10-15% должна будет повыситься зарплата!

Вот профессор Рапопорт благодарит меня за заботу и глобальные предложения, но просит не спешить, мол, нет у нас внутренней потребности к объединению, самодостаточные мы. А как иначе улучшить дело? Иначе никак! Вот если миллиард лежит в нано-центре, то и купить можно микроскоп электронный. Вот сейчас лучше всех положение и рейтинг у Мордовского университета…

Специалистов, говорите, ваших везде ждут. А студенческую науку кто развивать будет, если не объединимся? И специалистов ждать не будут.

Короче, у вас шанс. Это шанс. Это такой шанс. Если не хотите, настаивать не буду. Прошу ректора никаких решений не принимать. Если будут резать приём, то ни о какой самодостаточности речь и не может идти. Будут массовые сокращения. Пеняйте на себя! Весь мусор собираете, лишь бы вам платили деньги! И Ливанов так считает! Не надо поддаваться тем, кто хочет себе политические очки зарабатывать.

Не торопитесь! Будет жалко. У нас такой шанс! Такой шанс…

 

P.S. После четырёхчасового джойсовского речевого настоя Николая Ивановича даже поверилось в фантастическую и благодатную землю. В Великую и счастливую Мордовию. Но надо же – не только газеты, но и справочники, и энциклопедии, и даже официальные переписи лгут. Из зависти. Из-за чёрной человеческой зависти. Судите сами: «Население Республики Мордовия сократилось с 2002-го по 2012 год почти на 76 тысяч человек. Даже в «лихие девяностые» население здесь сокращалось медленнее - с 1991-го по 2000 год оно уменьшилось на 53 тысячи человек. Сейчас в Мордовии проживает всего 812 тысяч человек. Согласно статистическим данным, средний возраст жителей Республики Мордовия за последнее время увеличился на 1,7 года и составил 40,4 года (в 2002 – 38,7 года). Численность населения моложе трудоспособного возраста за межпереписной период сократилась на 35 709 человек (на 22,9%), трудоспособного – на 16 283 человека (на 3,0%), старше трудоспособного - на 1955 человек (на 1,0%)».

 

Подслушивал и подслышивал Жорес Гнедич