В Самаре скоро появится новый подвид «человека-чиновника» – «квартальные уполномоченные». А еще главы районов переведены в режим ежедневного «мониторинга подведомственного пространства». Сам же всенародно избранный градоначальник позволяет себе «легкую критику» губернского правительства и считает, что в системе городского МСУ ничего радикально менять не надо.

 

Гражданин квартальный

Состоявшаяся 10 июня общегородская конференция «Развитие территориального самоуправления как модели социального партнерства власти и жителей города» порадовала участников и журналистов очередным городским нововведением. Руководитель департамента административной реформы Андрей Спиридонов сообщил, что в Самаре появится особый вид чиновников – «квартальные уполномоченные». Они совершенно необходимы для того, чтобы «заниматься организацией работ по благоустройству и озеленению, контролировать деятельность управляющих компаний, организаций, занимающихся уборкой улиц и вывозом мусора, участвовать в выявлении и вывозе брошенных транспортных средств, выявлять самовольные постройки, незаконно установленные киоски и т.д.».

Всё это, особенно расплывчато-настораживающее «и т.д.», вполне, на мой взгляд, позволяет назвать их более привычным словосочетанием – «квартальный надзиратель». Особенно принимая во внимание, что «у него будут полномочия для составления протоколов об административных правонарушениях и т.д.». Учитывая большое количество этих самых правонарушений, предусмотренных законодательством, а также принятые недавно губдумой огромные суммы штрафов за них, фигура получается довольно внушительная.

Правда, помогать «квупам» будет довольно аморфная масса – ТОСы. Юридически это по-прежнему просто группа граждан без прав и полномочий. Но ведь так он и работал «при старом режиме», институт квартальных надзирателей – кричал «инициативный житель» громко «караул!», а квартальный прибывал на место происшествия и «действовал согласно полномочий».

Правда, пока такую полезную штуку решено завести лишь в Кировском районе – так сказать, на пробу. И то лишь «после согласования с общественниками».

 

Руки в ноги, ноги – на дороги

В понедельник, 16 июня, Дмитрий Азаров сделал потрясающие открытие – в городе грязно и неубрано. Что еще более удивляет – сделал он это открытие после того, как лично объехал всего четыре района. И тут же, на оперативном совещании в мэрии, у него родился «хорошо подготовленный экспромт» – Азаров приказал главам районов «с завтрашнего дня начать новую жизнь». Теперь вечером, до 18.00, они будут составлять «маршрут движения» по своему району, который будет передаваться в диспетчерские службы. «С утра пораньше» следующего дня по этому маршруту главы проверят благоустройство – всё ли «чисто-гладко»,  а о выявленных «безобразиях» тут же доложат. Причем сроки жёсткие – до 9.00. Потому что до 13.00 все нарекания должны исчезнуть – силами набросившихся на них в пожарном порядке городских служб…

Ничего не напоминает? Лично мне – диспозицию для русско-австрийской армии в сражении при Аустерлице: «Эрсте колонне марширт, цвайте колонне марширт». Не говоря уже о потерянном утреннем сне глав районов «и сопровождающих их лиц», весьма сомнительно то, что городские чиновники смогут долго жить в режиме «бегаем по часам». Ну а то, что большинство «безобразий и неблагоустройств» в Самаре явно не исправить за 4 часа – это, думаю, даже обсуждать не требуется.

 

Один срок – не порог

А накануне дня, который был потрачен на объезд районов и «учебу жить» для глав райадминистраций, появилось интервью, которое дал мэр Самары радиостанции «Эхо Москвы». Засекин.Ру уже писал об этом, поэтому можно сосредоточится на том, что «удивило».

Во-первых, Дмитрий Азаров теперь демонстрирует олимпийское спокойствие по поводу того, чем и ему в том числе трепали нервы уже давно – реформы МСУ. Никто, оказывается, его (МСУ) не уничтожает, всего лишь «даны дополнительные опции», а «нужная форма» будет определена на общегородском референдуме. Похоже, в вопрос внесена некоторая ясность (не исключено, что «на высшем уровне»), которая главу города успокоила.

Во-вторых, мэр не видит ничего, что в Самаре нужно «срочно менять» – власть от народа «не оторвана», и перелицовывать систему выборности не стоит. Видимо, это (скорее всего) стоит воспринимать так, что никаких серьезных изменений и не будет.

В-третьих, в «легкой ненавязчивой форме» Азаров принялся критиковать областное правительство за вмешательство в городские дела: за «палки в колеса» по вопросу передела рынка наружной рекламы, за «бредовые областные законы», за позицию против ликвидации незаконных киосков, за ситуацию с речпортом. Если вспомнить, как совсем недавно (в истории с «разрешением для стадиона») мэр болезненно и быстро среагировал на «вертикальный наезд» со стороны правительства, то опять стоит признать – кажется, он узнал что-то, что ситуацию поменяло.

Ну и самое «фееричное» – это то, чем интервью закончилось. На вопрос «сколько бы вам разумно хотелось бы быть мэром», Дмитрий Азаров скромно ответил: «Думаю, три срока».

 

Для кого звонит колокол

Если суммировать всё вышеперечисленное, то административно-публичная активность, которую развил Азаров, уже совсем не похожа на ту, в которой он нервно метался зимой и весной. Тогда казалось, будто он кого-то догоняет и кому-то силится что-то доказать – «бежит, чтобы остаться». Теперь же он заговорил о перспективах – как ближайших (референдум и сохранение нынешней системы выборности), так и далеких (третий срок), а прессинг в отношении своих подчиненных показывает, что «впереди еще много дел, которые еще долго делать».

Что же могло измениться за такой небольшой срок, что вселило в Дмитрия Азарова столько уверенности в себе и зубастости (аж областное правительство, хоть и не губернатора лично, за хвост покусал)? Как что – самое значимое и судьбоносное событие лета-осени, губернаторские выборы. Какие бы разрушительные мечты Николай Меркушкин не лелеял до своей отставки насчет МСУ Самары – теперь он просто обязан от них отказаться (хотя бы на время). Потому что без поддержки администрации города, в котором обитает почти половина избирателей губернии, выборы рискуют превратиться из «парадно-маскарадных» в хоть чуть-чуть похожие на настоящие, с элементами борьбой и крошечным, но риском поражения… А кому это сегодня надо?

Дмитрий Копалиани