Пресс-конференция президента России Владимира Путина вполне могла бы стать проходным событием. На ней не задавались по-настоящему острые вопросы, да и сам президент чувствовал себя настолько самоуверенно, что не посчитал нужным делать программные заявления или посылать новые сигналы. Однако уже на выходе из зала Владимир Путин сообщил сенсационную новость о том, что получил от Михаила Ходорковского [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]прошение о помиловании и готов его удовлетворить. Обозреватель ИА «Засекин» связался с генеральным директором Совета по национальной стратегии, известным московским политологом Валерием Хомяковым, чтобы по горячим следам проанализировать сказанное и произошедшее.

- Как вы отреагировали на новость о том, что Михаил Ходорковский написал прошение о помиловании, а Путин намерен это прошение удовлетворить?

- Меня сразу насторожило, что он не сказал об этом на пресс-конференции. Ведь ему же был задан вопрос по третьему делу ЮКОСа, на который он ответил, что не видит в нём перспектив. А уже потом, после пресс-конференции, сказал про прошение. Это странно, я этому не доверяю. Если это  действительно так, это, конечно, хорошая новость.

- Если это действительно так, и Ходорковского освободят, что изменится в России, в общественных настроениях, на политической карте?

- Безусловно, если Ходорковский выйдет на свободу, это будет очень интересное, знаковое событие. Потому что Ходорковский за 10 лет из олигарха, к которому было соответствующее отношение большинства граждан России, стал символом мужества, борьбы с несправедливостью. Он стал политически значимой общественной фигурой. Хотя Михаил Борисович и не делал заявлений о том, что намерен идти в политику, сам факт его выхода на свободу будет событием политическим. Пока рано делать прогнозы. От наших властей всё, что угодно, можно ожидать. Например, эти слова  могут быть опровергнуты. Дмитрий Песков (пресс-секретарь Владимира Путина – прим. редакции) может опять сказать, что «вы не совсем неправильно поняли». На этом тема о досрочном освобождении Ходорковского будет закрыта.

Если же это действительно случится, это будет очень важное историческое событие. Примерно такое же, как возвращение Солженицына из Америки или академика Сахарова из ссылки в Горьком. По уровню значимости, по резонансности это будет примерно то же самое.

Может быть, это заявление делается накануне Олимпиады, когда ряд западных лидеров под разными предлогами отклонились от того, чтобы приехать на открытие. Думаю, что Владимиру Путину это не доставляет большой радости. Он ведь и готовил Олимпиаду, как некое действо, где соберутся руководители ведущих стран, он там будет в центре внимания, все будут его поздравлять, пожимать руку, а он будет этим наслаждаться. Получается иначе: Барак Обама не едет, французский президент не едет, немецкий и бельгийский не едут, польский не едет, итальянцы с испанцами тоже не очень хотят в этом участвовать. Приедет Янукович. Куда ему деваться-то? Может быть, приедет Лукашенко. Может, ещё какие-то второсортные руководители не самых важных стран. Путин помнит об этом. Для него сейчас Олимпиада - это самое главное, и всё, что он сегодня говорил, как он говорил, это подтверждает: "У нас всё хорошо, но будет ещё лучше".

- Он всегда об этом говорит. Эта пресс-конференция как-то отличалась от предыдущих? Вы разглядели там какие-то принципиальные посылы нашему обществу?

- Эта пресс-конференция была менее острая. Журналисты оказались менее бойкими, чем на прошлой, когда были действительно острые вопросы. И эта пресс-конференция была куда более формализована. Было видно, что ряд вопросов заготовлен заранее, было заметно, что в подготовке участвовала пресс-служба президента. Собственно, сам Песков говорил о том, что Владимир Путин накануне готовился к пресс-конференции. А что к ней готовиться? Он вопросы изучал? Как можно готовиться к неизвестным вопросам? Пресс-конференция показала, что многие вопросы были  согласованными. Это не украшает ни пресс-конференцию, ни президента, ни пресс-службу, ни журналистское сообщество.

Почему он не сказал про Ходорковского, когда его спросили по третьему делу? Я не очень верю в слова Владимира Путина о прошении. Ходорковский вряд ли мог обратиться с просьбой о помиловании. Уж кто-кто, но адвокаты и семья Ходорковского были бы в курсе. Такие вещи, как правило, делаются публично, а не втихаря. Ходорковский не тот человек, который мог бы по-тихому передать в Кремль прошение о помиловании, не сообщив об этом адвокатам.

- Может здесь быть посыл Ходорковскому о том, что, мол, напиши - помилуем?

- Можно так рассматривать. Всё-таки по специальности наш президент агент спецслужб, и такие игры ему не чужды. Не хотелось бы в это верить, но такое вполне возможно. Думаю, что даже если это так, Ходорковский вряд ли будет писать прошение о помиловании. Он уже отсидел почти весь срок, осталось ждать до августа.

Я думаю, что у Путина есть такое желание чисто человеческое: "Попроси у меня хоть чего-нибудь, унизься публично передо мной, и я помилую тебя. Своё ты отсидел, выходи, Михаил Борисович». Я думаю, что Ходорковский на подобного рода вещи не пойдёт, не поймается, не клюнет, он - человек мужественный и принципиальный.

- Больше всего президента спрашивали о взаимоотношениях с Украиной. Как вы оцениваете его соглашение с Виктором Януковичем и перспективы российско-украинских отношений в связи с этим?

- Состоявшееся накануне подписание соглашения - это не дела России и Украины, это дела Путина и Януковича. Россия - огромная страна со своими сложностями, Путин - её президент, также и Янукович. Но это отнюдь не означат, что то, что они делают, делается во благо Украины или России. Путин помог Януковичу, чтобы тот хоть немножечко усидел у власти, может быть, до 2015 года. Мы эти 15 миллиардов долларов потратили на фантики, которые ничего не стоят. Украинские  еврофунты - чего они стоят? Их никто не купил, никому они не нужны. А Владимир Владимирович монаршей рукой распорядился нашими с вами деньгами, посчитал, что он имеет на это право - имеет право безвозвратно пожертвовать 15 миллиардов. Думаю, ни у кого нет особых сомнений, что эти деньги нам никто не вернёт, не говоря уже о газе. Газовики теперь будут меньше зарабатывать, вот и всё. Радости здесь особой ни у кого быть не должно. Украинское общество тоже не в восторге от этого. Это понятно по заявлениям лидеров украинской оппозиции.

Что касается соглашений по поводу космической и авиационной отраслей, то подписанные постановления дальше должны реализоваться в конкретные договоры между предприятиями Украины и России. Как они будут оформляться, каковы будут условия поставки комплектующих, цена? Это ещё очень и очень долгая песня. Соглашение не означает, что снНового года у нас будут заключены контракты, и все будут счастливы.

Янукович надеется спасти себя таким образом, но ему это не поможет, потому что он потерял самое главное для политика - он утратил доверие украинского народа, причём как на Западе, так и на Востоке. И слова Владимира Владимировича о каких-то наших успехах с Украиной - это просто смешно. Мы купили фантики за 15 миллиардов долларов. Ничего себе успех... Развел как лоха, по сути дела.

- Песков заявил о том, что Путин с Януковичем совсем не обсуждали евроинтеграцию и ситуацию на Майдане. Вы в это верите? Какую роль играет Майдан в этом соглашении? Получится у властей затушить таким образом протестную волну?

- Как они могли это не обсуждать, если столица Украины кипит уже почти целый месяц? Я в это не верю. Конечно, они обсуждали, рассосётся ли Майдан, куда качнётся чаша весов. Может быть, Путин давал советы: "Поступи с ними, как я с Болотной. Чего ты мучаешься-то? Кого - в тюрягу, кого - куда".  Конечно, эта тема обсуждалась, и, конечно, давать Януковичу в этих условиях деньги - это верх легкомыслия. Сегодня он президент, а завтра кто? Майдан его снесёт, и что дальше? Владимир  Путин это понимает, поэтому многие соглашения подписаны сроком действия до 2015 года. Что будет после с Януковичем? Я думаю, что, как минимум, он будет простым пенсионером, а как максимум, может повторить сценарий Юлии Тимошенко. Украинское общество прекрасно знает, как обогатился его сын, и во сколько раз выросло его состояние за время президентства Януковича. Такие вещи бесследно для него не пройдут. А тут ещё 15 миллиардов, и я сомневаюсь, что они пойдут во благо каждого украинца, скорее всего, они пойдут во благо отдельных представителей властной группировки. А мы с какого переляку, как говорят сами украинцы, должны их кормить?

Кто-то мог понадеяться, что дадут украинцам денег, и они разойдутся. Не разойдутся, реакция как раз обратная. Украинское общество более европейское, оно более состоявшееся, нежели наше, российское. Там уже три президента, сменившие друг друга не в передаче эстафетной палочки от одного к другому, а в борьбе за этот пост. В этом смысле, украинское общество более зрелое, европейское и цивилизованное, с большей политической культурой. Смешно надеяться, что они поймаются на крючок этих денег и разойдутся. Это подтверждается уже тем, что Янукович отказался от пресс-конференции после подписания соглашения - по заявлению зачитали и убежали. Янукович не хотел отвечать на острые вопросы, а когда вернулся в Киев, поехал из Борисполя не на машине, а на вертолёте полетел. Он понимал, что по дороге люди стоят с плакатами.

- Вы ожидаете, что российское общество заразится политическим задором от Украины?

- У нас есть все предпосылки для этого. Конечно, у нас другая история и другая ситуация, и общество совсем другое. Но оно начинает просыпаться, мы это видели в 2011-2012 годах. Протестные настроения никуда не делись, хотя акции протеста и пошли на спад. То, что люди перестали выходить на улицы, отнюдь не значит, что они влюбились во власть - в федеральную или региональную. Я не думаю, что все жители Самарской области в восторге от Николая Меркушкина. Наверное, нет такого почитания, кто-то вспоминает времена, когда Самарской областью руководил Константин Титов, может быть, тогда было интереснее и свободнее. Совершенно точно, раболепский взгляд наших людей снизу вверх на начальство исчезает, становится всё больше людей, которые могут заявить о своих требованиях к власти. И не только заявляют, но и совершают поступки.

- Выход Ходорковского может в какой-то степени стимулировать эту протестную активность?

- Конечно, это подтолкнёт протестную активность, хотя я не думаю, что Михаил Борисович из тюрьмы сразу побежит на какую-нибудь площадь. Он для начала осмотрится, придёт в себя, а потом поймёт, что нужно делать. Как человек с гражданской позицией, он и его мнение будут весьма весомыми для значительной части российских граждан.

- Вы отметили какие-то позитивные моменты в этой пресс-конференции, имеющие большое значение для общества?

- Меня порадовало, что пока президент сказал, что мэров нужно выбирать. Это мне кажется одним из важнейших заявлений. Ходили слухи о том, что мэров будут назначать, тем самым на уровне областных центров будет уничтожаться местное самоуправление. Президент от этого пока отказывается. Это один важный позитивный момент, который я отметил на пресс- конференции.

 

Беседовала Елена Вавина