Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области своей беспрецедентной и весьма скандальной активностью «разбудило» полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. В ходе окружного совещания, посвящённого контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления, полпред заявил, что возникла необходимость проверить и самарское управление ФНС. Эксперты предполагают, что грядущая инспекция может ударить, в том числе, и по главному фискалу губернии Константину Шелудякову.

 

Самарские налоговики стали лидерами среди регионов ПФО по числу проверок работы органов местного самоуправления. Именно из-за них рост количества контрольных мероприятий наблюдался в третьем квартале 2013 года по всему округу – фискалы стали являться в органы МСУ в восемь раз чаще. При этом подавляющая доля проверок пришлась на Самарскую область - 361 из 372. Для сравнения, во втором квартале было проведено только 15 аналогичных мероприятий.

Как заявил г-н Бабич на совещании, цель предстоящей инспекции надзорных органов – оптимизировать и сделать комплексными их собственные проверки. «У нас были муниципальные образования, где проверки проводились по два-три раза в неделю, одни приходили, другие уходили – и так на протяжении всего года», – отметил полпред.

Налоговая служба проверяет органы МСУ на предмет целевого использования бюджетных средств. При этом, отмечают эксперты, закон не устанавливает предельного количества проверок, которые фискальный орган может провести за определенный период. Среди возможных причин масштабной надзорной работы называют и распоряжение вышестоящих структур, и низкое качество работы муниципальных властей, и коррупционные факторы.

«Мне совершенно непонятно такое количество проверок. Ни война не происходила, ни голодомор не наступил, ни эпидемии не было. Надо посмотреть, в чем дело. Такие эпизоды требуют анализа. Что это такое? Может быть, это излишнее служебное рвение, может быть, объективно сложившаяся ситуация, может быть, коррупционные проявления»,?— подчеркнул г-н Бабич.

Вмешательство Михаила Бабича в работу областного УФНС называют «чёрной меткой» всему составу ведомства и лично его руководителю Константину Шелудякову. О том, что его позиции в регионе пошатнулись, говорят уже давно. В начале июня этого года, предупреждаяжёсткуюкритику в свой адрес, Шелудяков на расширенной коллегии ФНС России сделал «фантастическое» заявление, пообещав, что до конца года поднимет сборы налогов в губернии в три раза. А в сентябре этого года самарские фискалы вызвали интерес у проверяющих из межрегиональной инспекции ФНС России по Уральскому федеральному округу. Инспекторы проверяли сотрудников УФНС России по Самарской области на причастность к деятельности ряда коммерческих фирм. Тогда же заговорили о скорых кадровых чистках среди местных налоговиков, в том числе и на самом высоком уровне.

Недовольство работой г-на Шелудякова и его подчинённых высказывают не только инспекторы и «закошмаренные» работники муниципалитетов. В этом году в СМИ вылилась череда громких историй о том, какими методами налоговики прорабатывают представителей бизнеса – как мелкого и среднего, так и промышленных гигантов, в том числе принадлежащих иностранным владельцам. Напомним, в августе этого года самарское управление ФНС оказалось в центре скандала, связанного с французским холдингом Schneider Electric, купившим 100% акций ЗАО «Группа Компаний „Электрощит“-ТМ Самара». 2 августа налоговики в сопровождении полицейских пытались изъять головной сервер ГК «Электрощит»-ТМ Самара», однако руководство компании не позволило демонтировать его, несмотря на угрозы инспекторов и полицейских сделать это силовыми методами. В последствии на допрос в областное УФНС были вызваны председатель совета директоров ЗАО Йоахим Дамс и первый заместитель генерального директора ООО «Управляющая компания „Электрощит“-Самара» Юрий Егоров.

Эксперты не исключали варианта, что последовавшая за этим проверка межрегиональной инспекции могла быть связаны с противостоянием налоговиков и «Электрощита».

«Сам по себе прецедент был довольно странный, - высказывался по этому поводу директор трастовой компании «Технология управления» Алексей Ульянин. - Безусловно, ситуация на «Электрощите» имела не экономический, а политический окрас. И федеральная проверка наверняка была спровоцирована или устроена в чьих-либо финансовых или коммерческих интересах».

По официальной версии. повышенное внимание Михаила Бабича к самарским налоговикамсвязано с участившимися с их стороны проверками органов местного самоуправления. Однако наблюдатели считают, что это послужило скорее катализатором недовольства работой ведомства г-на Шелудякова и поводом для его масштабной и всесторонней проверки. В таком случае попытка «оптимизировать» работу самарского УФНС может обернуться самым непредсказуемым для высокого начальства образом.

«Я думаю, что федеральным инспекторам не интересны младшие сотрудники, - рассуждает профессор Самарского государственного университета, генеральный директор «ЛексФинансГруп» Наиль Идрисов. - Для них важно собрать картину в целом. Результаты могут быть непредсказуемыми. Если выявят множество нарушений, то последуют радикальные кадровые изменения».

 

Татьяна Святкина