Если принять к сведению спорный тезис о том, что в Самарской области всё-таки есть реальная оппозиция, то нельзя не заметить и разнообразных попыток использовать её протестный потенциал. Особенно в контексте разворачивающейся в губернии предвыборной борьбы муниципального масштаба. Перспективы оппозиционного движения в регионе занимают умы не только наиболее активных граждан, а также партийных функционеров, «независимых» или системных депутатов, штатных политологов, социологов и специалистов по информационной безопасности в структурах власти, но и так называемых вольных пиарщиков и политтехнологов. Вот и Валерий Крючков, некогда смышлёный комсомолец и сотрудник мясокомбината "Комсомольский", а затем весьма перспективный молодой коммунист и небесталанный блоггер, со скандалом изгнанный из рядов КПРФ после известной истории, рассказанной тем самым Дмитрием Бегуном, всерьёз озаботился этой актуальной проблематикой. И специально для портала Засекин.Ру написал программную статью, своего рода план действий для тех оппозиционеров, кто по определению должен хотеть добиться политических и социально-экономических изменений. 

 

В минувшем «протестном» году прошло немало мероприятий, инициированных самарской оппозицией. Пикеты массовые и одиночные, митинги и флэшмобы, перформансы, а также всевозможные акции с использованием самодельной "креативной полиграфии". Надо сказать, что почти никого они не удивили и не возбудили: и рядовой обыватель, и власть к ним уже привыкли и не ожидают от них для одних опасных, а для других долгожданных потрясений.

Малоэффективность этих усилий очевидна и самим участникам акций, однако лидеры оппозиции продолжают с завидным упорством призывать своих сторонников в зной и мороз, в дождь и снег на городские улицы. И каждый раз наша оппозиция успокаивает себя сладенькой отговоркой, что если бы нас вышло не десять человек, а десять тысяч, то что-нибудь обязательно поменялось бы. Бывает, что выходят и сто тысяч. Но в итоге «власть начинает прислушиваться» и меняет законодательство… в сторону ужесточения ответственности за гражданские акции.

Каковы же тогда политические перспективы всех «несогласных» при условии, что современное выборное законодательство и его применение не позволяют провести легальную смену нынешней власти? Учитывая, что насильственное свержение власти никто из оппозиционеров громко и четко вслух не обсуждает, а как бы подразумевает и продолжает в тайне надеяться, что за него этим займется кто-то другой, данный вариант в ближайшей перспективе не стоит даже и рассматривать. Хотя, конечно, не так сложно выработать специальные программы по работе оппозиции с воинскими частями, МВД и прочими силовыми структурами, даже в рамках современного законодательства. Но оставим эту тему для размышлений наших "профессиональных" оппозиционеров.

Разумеется, значительная часть населения продолжает интересоваться политикой, но кроме бесконечных протестов оппозиции и требований об отставке известных персонажей, в нашем информационном поле практически ничего не происходит. Поэтому обыкновенные граждане не спешат откликнуться на призывы включиться в массовые протестные акции.

Нет ясных и, что важнее, обоснованных альтернатив общественного развития. Причем, общефедеральные проекты по национализации отдельных предприятий или формированию шкалы налогообложения не всегда понятны на местах и часто не актуальны в регионах.

На выборах осенью 2011 года коммунисты впервые начали говорить о «Правительстве народного доверия». В конце 2012 года в Самаре на II Гражданском форуме его организаторами было, кроме прочих, внесено удачное предложение о создании самарского координационного политического комитета и Гражданского совета по проблемам развития культуры, образования, здравоохранения и ЖКХ в регионе. Подобные идеи возникают неслучайно: общество ждет от оппозиции принципиально новых практических шагов в направлении формирования основ будущей эффективной власти.

Пришло время признать, что консолидация и объединение усилий региональной оппозиции в интересах развития всего российского общества (хотя бы для поддержки объединённого кандидата на выборах губернатора) является главным направлением деятельности оппозиции. Формой такой консолидации может стать создание «Гражданского правительства», разумеется, не только на федеральном уровне, но и на уровне каждого субъекта России. Пора открыто признать необходимым условием победы оппозиции – доминирование интересов страны и общества над интересами отдельных групп и личностей.

Понятно стремление лидеров «несистемной» оппозиции, а так же лидеров оппозиционных партий Госдумы повсеместно ограничиваться лишь громкими заявлениями и уличными формами протеста – такие варианты не требуют особых интеллектуальных усилий. Но весь фокус и состоит именно в том, что суть современной политики заключается в борьбе интеллектов, борьбе идей за привлечение на свою сторону большинства граждан, а не в примитивном силовом противоборстве партий в схватке за власть.

«Гражданское правительство» – это стратегия не только интеллектуального, но и организационного лидерства. Она предполагает объединения усилий граждан с совершенно различными подходами и политическими взглядами, больших интеллектуальных и временных затрат на основе понимания и осознанного доверия. Это объединение может образоваться только на основе реального дела – решения назревших проблем общества и конкретного региона, где они проживают. А зачастую население не имеет никаких альтернативных вариантов социально-экономического развития своих регионов.

Включение в процесс создания своего будущего различных слоев населения (и, в первую очередь, интеллигенции) дает возможность вскрыть огромный потенциал общества по решению, в том числе, системных сбоев.

Для оппозиции сегодня крайне важно продемонстрировать общественности наличие у нее кадрового резерва – компетентных специалистов по экономическим и социальным вопросам – потенциально способных стать ответственными депутатами сельских, городских и областных представительных органов, руководителями структурных подразделений районных, городских и областной администраций.

Необходима регулярная публикация мнений членов "Гражданского правительства" об иных моделях организации и причинах неэффективной работы таких отраслей как ЖКХ, здравоохранение, образование и наука, культура, строительство, демография, благоустройство, экология, сельское хозяйство, транспорт и дороги. Открытое обсуждение новых моделей и конкретных предложений позволит включить в этот процесс профессиональное сообщество, призвать всех заинтересованных жителей к выработке альтернативных решений.

Более того, запуск механизма активизации и реального вовлечения в развитие страны интеллектуального потенциала населения в интересах не только оппозиции, но и власти.

Во-первых, снимаются взаимные упреки власти и оппозиции о «короткой кадровой скамейке».

Во-вторых, все сферы экономики получают реальный импульс для своего развития;

В-третьих, для власти появляется уникальная возможность рекрутировать в органы управления наиболее признанных в обществе и проявивших себя специалистов;

В-четвертых, любая разумная власть всегда приветствует конструктивный диалог с организованной оппозицией. Ибо чем эффективнее действует оппозиция, тем эффективнее вынуждена будет работать и сама власть, а значит, угроза революционных потрясений и распада российского государства (читай – потеря рабочих мест чиновников) откладывается на более долгий срок.

Понятное дело, что партия власти и действующий президент не в состоянии выполнить свои обещания прогрессивного развития страны силами своей политической команды на основе принятых коррупционных «правил игры». И это в то время, когда наша страна для конкуренции на международном рынке в условиях предстоящих мировых экономических и политических потрясений нуждается в консолидации общества на основе общих социально-политических ценностей свободы, правды и справедливости для преодоления навязанного нам отставания и возвращения России статуса развитой страны.

Очевидно, что успех предлагаемой стратегии во многом будет зависеть от отношения к ней предпринимательского сообщества. Бизнес-элите должны быть интересны потенциал оппозиции, возможные перспективы конфронтации и сотрудничества с ней.

Потенциал и цели "Гражданского правительства" – это основа для взаимопонимания и сотрудничества оппозиции с бизнес-элитой региона сегодня и в будущем. Однако кроме обоснования своей экономической политики, необходимо показать предпринимательскому сообществу, что "Гражданское правительство" ? структура публичная и является лидером в политических процессах региона, важно продемонстрировать свою конструктивность и компетентность.

Предлагаемая новая стратегияоппозиции призвана не только открыть новые возможности в её собственной деятельности, но с неизбежностью будет заставлять меняться и саму власть, побуждать ее к отказу от коррупционно-клановых ценностей и интересов, к изменению своей политики в пользу интересов всего общества.

Таким образом, перспектива у самарской оппозиции есть. Она заключается в осознании наступления качественно нового исторического этапа ее деятельности: необходимости перехода к новой политической стратегии, способной вчерашние разрозненные лозунги, демонстрации и акции объединить в консолидированные совместные практические действия. Действия, которые смогут убедить власть, а главное общество в способности оппозиции не только говорить о своих претензиях на власть, но уже сегодня на практике осуществлять объединение граждан для решения реальных хозяйственных и социальных проблем своего региона.

 

Валерий КРЮЧКОВ, директор PR-агентства «План Б»