Уже больше года работает Государственная Дума шестого созыва, выборы в которую привели к резкому всплеску протестной активности россиян. И если поначалу федеральный парламент ещё внушал хоть какие-то надежды оптимистически настроенным избирателям, то к концу прошлого года Государственная Дума, послушно штамповавшая спущенные сверху законы, превратилась по чьему-то меткому выражению во «взбесившийся принтер». Чтобы узнать, как на этом фоне выглядят депутаты Госдумы от Самарской области, портал Засекин.Ру обратился за помощью к экспертам.

 

Человек и пароход

Единственным депутатом Государственной Думы от Самарской области, которого смогли с ходу назвать все эксперты, оказался… москвич Александр Хинштейн.

- Вот Хинштейна знаю, он памятниками увлекается, - заявил заведующий кафедрой социологии и педагогики Самарского государственного экономического университета Владимир Звоновский. - Он на слуху, поскольку часто появляется в федеральных СМИ.

- У меня на виду исключительно деятельность господина Хинштейна. В том числе законотворческая работа, которую я вижу в сети, потому что он там активно присутствует, и работа, связанная с правами дольщиков, - отметил руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко. - Вижу и его работу по привлечению средств на те же памятники, которые в последнее время появились в Самаре. Также могу вспомнить борьбу Хинштейна с незаконными игровыми автоматами.

- Единственный депутат,человек неравнодушный, пусть и с неоднозначной оценкой деятельности, неоднозначными позициями по каким-то вопросам, которого я могу назвать, это Александр Хинштейн, - говорит политический консультант Лев Павлючков. - Это депутат с большой буквы. Такого парламентария в Самарской области не было давно. Это действительно активный депутат.

- Хинштейн всегда был заметен независимо от региона, который он представляет, - подтверждает руководитель регионального представительства «Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив» Руфиль Ибрагимов. - Это его стиль, его методы работы. Возможно, в этом есть и доля популизма, но он сам по себе харизматичный и яркий человек.

- Единственный депутат, который регулярно появляется у нас, это Александр Евсеевич Хинштейн. Но говорить, что он от Самарской области, на мой взгляд, пока преждевременно, - подчеркивает президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов» Дмитрий Яковенко.

 

А был ли мальчик?

Депутата от ЛДПР Михаила Дегтярёва без наводящих вопросов вспомнила лишь половина опрошенных.

- Никаких инициатив наших депутатов я не знаю, кроме некоторых несостоявшихся инициатив Михаила Дегтярёва, - заявила доктор юридических наук, специалист по Конституционному праву Наталья Боброва.

- Ещё могу назвать, пожалуй, Михаила Дегтярёва, - говорит Игорь Ермоленко. - Он и в сети присутствует, и законотворческие инициативы выдвигает, и они, по крайней мере, рассматриваются.

- Дегтярев постоянно на слуху, - отмечает Руфиль Ибрагимов. - Он знает свою работу и понимает, какие задачи перед ним стоят. Уверен, что Дегтярев не станет отсиживаться оставшиеся годы депутатства, а будет реально работать.

Остальных депутатов от Самарской области (а их в Государственной Думе восемь человек) поименно смог назвать только один эксперт.

- Музыкаев и Казаков - это бизнес-проекты, - заявил Лев Павлючков. - Музыкаев имеет серьёзное влияние на Кавказе и в Москве. Кузьмичева явно разочаровывает всех. Гутенёв, в связи с определённым закатом влияния в регионе компании «Ростехнологии», уже не воспринимается, как потенциальный губернатор и лидер федеральной партии, хотя ранее об этом много говорилось. Наиболее слабые депутаты от Самарской области у КПРФ. Я имею в виду Романова и Калашникова.

Об Аднане Музыкаеве упомянул еще один эксперт.

- Выделился только господин Музыкаев, который отсутствовал на том памятном заседании Госдумы, на котором все остальные самарские депутаты проголосовали за так называемый закон подлецов, - с улыбкой произнес Игорь Ермоленко.

- Я с большим уважением отношусь к бывшему вице-губернатору Виктору Казакову, но чем он был занят на протяжении двух сроков работы в Думе, понятия не имею. Валентин Романов - кто знает, что он делает сейчас? - недоумевает социолог, профессор Самарского государственного университета Евгений Молевич.

 

Почему всё не так?

С чем связана такая неосведомленность экспертов о деятельности депутатов Государственной Думы, порталу Засекин.Ру объяснила Наталья Боброва.

- Депутатами Госдумы становятся благодаря нашему ущербному законодательству, которое позволяет проходить в российский парламент только по партийным спискам, - отметила она. - А как проходят по партийным спискам, мы примерно догадываемся. Поэтому ярких личностей в Государственной Думе увидишь редко.

- Вы задаёте вопросы, словно играя в игру, что у нас в стране есть парламент. И поэтому мы что-то должны знать про депутатов, - иронизирует Владимир Звоновский. - Но поскольку у нас парламента нет, то и не знать про депутатов обычному человеку не зазорно. И поскольку парламент не выполняет своей главной функции - представительской, то не имеет большого значения, кто эти люди.

- Понятно, для чего депутатам нужна Государственная Дума и Самарская область, а вот для чего они нужны Самарской области, мне непонятно, - говорит руководитель региональной общественной организации «В защиту прав избирателей «Голос» Людмила Кузьмина. - Они играют роль некоей машины, которая освящает власть и принимаемые ею решения. Им не нужны граждане. Если они и лоббируют что-то в Государственной Думе, то, во-первых, это незаконно, так как у нас нет закона о лоббизме, а во-вторых, я не уверена в том, что они лоббируют для граждан, а не для своих фирм. Решение проблем граждан должно идти не через точечное решение вопросов отдельных избирателей, а через принятие законов, способных решить те проблемы, которые имеются в обществе.

- Если бы у нас были выборы по миноритарной системе (то есть это был бы депутат, которого мы избирали и который перед нами отчитывался), это была бы одна практика, - рассуждает Дмитрий Яковенко. - У нас же мажоритарная система, и депутаты отчитываются перед партиями, а не перед избирателями. А это минус данной системы. Мы теряем связь с законодательной ветвью власти на федеральном уровне. Она не подотчетна избирателю.

 

Сам себе голова

За восемь месяцев, которые Николай Меркушкин провел на посту губернатора Самарской области, он ни разу не встречался одновременно со всеми депутатами Государственной Думы от региона. В отличие от своего предшественника, который подобные встречи проводил регулярно.

- У Артякова это была видимость работы, - уверена Наталья Боброва. - Есть такой принцип: как много надо делать, чтобы ничего не делать. Думаю, у Меркушкина сейчас много работы по разгребанию Авгиевых конюшен, и ему не до подобных встреч. От депутатов Госдумы в плане бюджета зависит гораздо меньше, чем от губернатора. Поэтому у него и нет нужды собирать депутатов.

- Вполне возможно, Меркушкин и будет с ними взаимодействовать, поскольку позиционирует себя, как человек, готовый взаимодействовать со всеми слоями населения, а уж тем более с депутатами Госдумы, - отмечает Игорь Ермоленко. - На мой взгляд, для решения каких-то областных задач вес Меркушкина несколько выше, чем вес депутатов. Губернатор может самостоятельно встретиться с Путиным, Медведевым, с любым членом правительства, что он регулярно и демонстрирует.

Эту способность самарского губернатора в решении важных проблем обходиться без посторонней помощи косвенно подтверждает и Руфиль Ибрагимов.

- Я разговаривал со своими хорошими знакомыми, которые работают в губернской Думе, и никто из них не говорил, что Самарской области выделили какие-то приличные суммы благодаря работе того или иного депутата Государственной Думы, - рассказал он. - В этом плане хорошо работают министерства, крупные финансовые корпорации. Активно работает тольяттинское лобби. А насчет депутатов я ничего подобного не слышал.

 

Олег Кондратьев