Государственная дума Российской Федерации намерена уже в самое ближайшее время рассмотреть в трёх чтениях законопроект об ужесточении ответственности за оскорбления чувств и убеждений верующих. В среду, 26 сентября 2012 года, этот документ внесли на рассмотрение так называемого парламента представители всех фракций и примкнувший к ним член Совета Федерации Борис Шпигель.

Доморощенные защитники чувств и убеждений верующих, включая и коммунистов, считающих себя наследниками беспрецедентных репрессий против всех конфессий, приведших к миллионам жертв и разрушений религиозных святынь, убеждены, что «нападки на веру, церковь и паству» должны наказываться в уголовном порядке.

В частности, депутаты предлагают добавить в Уголовный кодекс статью «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и осквернение объектов и предметов религиозного почитания, мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний». Этой статьёй предусматривается штраф до 300 тысяч рублей, наказание до 200 часов обязательных работ или до 3 лет тюрьмы.

Ещё жёстче будут карать за «осквернение, повреждение и разрушение», то бишь, штрафами от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 400 часов или пятью годами заключения.
Памятуя о «чудовищности и мракобесности» этого, по сути, законопроекта о политической цензуре, давайте всё-таки попробуем понять логику его главного инициатора. Каких новых сторонников собирается приобрести национальный лидер и правящий режим в целом?

Во-первых, и без того родных и родственных представителей церковного истэблишмента, социально-нравственная, этическая, эстетическая и юридическая критика коего может быть легко переквалифицирована в оскорбление чувств и убеждений. Во-вторых, наиболее консервативных, агрессивных и малограмотных представителей той части населения, которая, как и настоящие верующие, тоже относит себя к «православию». По точному замечанию Владимира Войновича, в нашей стране появилось немало людей, которые «очень хотят верить в то, что они верят в Бога». Им кажется, что таким образом они попадают в «касту неприкасаемых», имеющих право оскорбляться, а затем пугать, громить и судить. Причём статус верующего не подкрепляется никакими знаниями, убеждениями и богоугодными поступками. Достаточно нательного крестика и самопровозглашения.

Другая, более весомая и значимая часть сторонников нынешней власти, как ей самой кажется, должна появиться среди мусульман, в том числе проживающих в условиях партизанско-гражданской войны на Северном Кавказе. Ведь внешним «информационным поводом» для спешного принятия «средневековых норм» стали не столько акции действительных или мнимых защитников Pussy Riot, сколько манифестации и погромы «исламских экстремистов», вызванные размещением в сети ролика «Невинность мусульман». Вряд ли таким популистским приемом можно снять «высоковольтное напряжение», копившееся столетиями и связанное с глубинным цивилизационным отторжением, к тому же замешанным на комплексе освобождения от колониального ига.

Страшно интересно (вот именно, что не просто интересно, а интересно страшно), что от «трагикомического» закона «О защите детей» можно хоть как-то дистанцироваться посредством маркировок (6+, 12+, 18+) и ночного времени эфиров. «Оскорбительный закон» таких возможностей не предоставляет, никакого времени суток для научного мировоззрения, никакого тебя значка «атеисты+» не предусмотрено.

Правда, уж какие тут шутки, если я хотел кроме заголовка и подзаголовка сделать и «надзаголовок» - «просьба особо чувствительных верующих не читать». Но в данном случае я не хочу обижать истинно верующих, которые не меньше моего потрясены инквизиторскими поправками. Среди них много писателей, художников, музыкантов, режиссеров, педагогов. В частности, православные верующие Павел Лунгин, постановщик «Острова», и режиссер «Орды» Андрей Прошкин.

Ищущий идеологического оправдания режим, опираясь на беспредельно холуйствующих и повязанных криминальными фактами своей биографии представителей партийной и региональной номенклатуры, с неописуемой легкостью выворачивает наизнанку реально существующую проблему. Прекрасно понимая при этом, что действительная, а не художественная и метафорическая, угроза исходит как раз от самой темной, экстремистской части так называемых верующих. Ибо эта угроза кровопролития, насилия, терроризма и погрома. И, видимо, производится это в надежде направлять сию разрушительную энергию в необходимом для себя направлении. А иначе, зачем делать потенциальных жертв насилия и агрессии, как раз и нуждающихся в защите, наоборот, преступниками? То есть арестантами, виновниками и отщепенцами…

Смешно не смешно, но времена, когда русские писатели вынуждены были печататься исключительно за рубежом, похоже, возвращаются. А ученые-постдарвинисты, равно как и прочие естествоиспытатели, астрономы, физики, археологи, агностики и атеисты, должны уже подыскивать себе адекватные места в иностранных заведениях. А что делать со школьной программой, «оскорбляющей» всех до одного противников эволюции?

Инициатору закона, кажется, что «кнопки» цензурно-инквизиторских поправок можно будет включать в ручном режиме. Он заблуждается. Когда начнётся тотальная самодеятельность оскорбленных масс, суды и полиция захлебнуться от дел и «преступлений» против чувств и убеждений.

Симптоматично, что параллельно введению мировоззренческой цензуры депутаты обсуждают проблему зимнего времени и часовых поясов. Идиотики, они не понимают, что уголовное преследование инакомыслящих и есть самый решительный и глобальный временной сдвиг. В этом смысле стоит переименовать наш парламент в «Машину времени» (да простят меня Уэллс и Макаревич вкупе с Сорокиным, Пелевиным и Бенигсеном вместе взятые). Ведь троекратным голосованием перенести страну из «Нового времени» в средневековье – это вам не Нобелевскую премию заслужить…

В фундаменте гуманизма, просвещения и социального равенства, на котором и выросли пресловутые светские, правовые и демократические государства, всего десять универсальных «заповедей». Критика (сомнение, ирония, юмор), свобода творчества, слова и совести, право, культура, образование, научный прогресс, конкуренция, безопасность, солидарность, персональная ответственность. И все они «оскорбляют» тех, кто так спешит принять этот дураковатый и чрезвычайно, безумно опасный закон. Даже с учётом того, что суровость и кретинизм наших законов смягчаются их неисполнением…

Нет, подождите, а почему бы нашей (а чьей же ещё?) Государственной думе вместо множества косноязычных, двусмысленных и взаимоисключающих друг друга и Конституцию законов не принять бы всего один? Закон о наказании всех, оскорбляющих чувства, поступки и убеждения национального лидера (он же президент) и лиц, выступающих и действующих от его имени. И всё сразу станет на свои места. И даже лицемерить больше будет не нужно…

 Сергей Лейбград

 P.S. Засекин.Ру, принципиально стоящий на позиции плюрализма, диалога и объективности, решил непременно познакомить своих читателей с реакцией на поступивший в Государственную Думу законопроект известных самарских деятелей культуры, правозащиты и духовного воспитания.

Ирина Скупова, уполномоченный по правам человека в Самарской области: «Основная идея витает в воздухе — запретить, покарать, посадить»

- Весь этот сонм законопроектов, который свалился на нас за последние полгода, становится похожим на рекламу шампуня от перхоти: такое ощущение, что все наши девушки модельной внешности поросли целиком этой перхотью, оттого и выливает телевидение каждый день ушат шампуня на зрителей. То же самое, как мне кажется, начинает происходить с нашим законодательством — оно создаётся для какого-то странного общества, целиком состоящего из осквернителей, извращенцев и вообще непотребья.

Мне кажется, оценивать нужно всю совокупность запретительных законов, принятых в последние полгода, а не только этот закон. Отслеживая тенденцию по усилению ответственности за такие преступления с весны этого года и до сегодняшнего дня, я не могу отвязаться от ощущения, что страна скатывается в варварство. Основная идея витает в воздухе — запретить, покарать, посадить. Конечно, обстановка в обществе не самая благополучная. Но искоренение таких явлений, как осквернение святынь и оскорбление чувств, на мой взгляд, не может производиться только мерами уголовного преследования и огромными штрафами. Не уверена, что у хулиганствующих подростков найдутся 300 тысяч рублей. В лучшем случае расплачиваться будут их родители, что тоже вряд ли исправит ситуацию. А если и у них не будет денег? Значит, провинившихся лишат свободы? Тогда они попадут в контингент, от которого ожидать перевоспитания было бы заблуждением. Это самое простое — ввести меры уголовного преследования. Но реальное воспитание требует куда более сложных мер - педагогических, в первую очередь - требующих огромных отдачи и усилий. Это более сложный, но и столь же более эффективный путь.

Протоирей Александр Урывский, настоятель Вознесенского собора:«Бог посрамим не бывает. А вот человека можно оскорбить»

- Нужен ли, на ваш взгляд, этот закон?

- Хоть что-то святое же должно у нас остаться. Думаю, новый закон направлен как раз на сохранение святого в людях. Иначе что это за народ, у которого не осталось ничего святого? Есть вещи, над которыми просто нельзя глумиться.

Я не знаком с текстом законопроекта, но сомневаюсь, что он написан так, чтобы карать инакомыслящих. Речь о другом. Атеист может быть атеистом, но если он придёт в храм и там начнёт богохульничать — это нехорошо. Пусть делает в своём кругу, в своём обществе — пожалуйста. Высказывать своё мировоззрение и глумиться - не одно и то же.

- А как вы относитесь к оскорблению чувств?

- Бог посрамим не бывает. А вот человека можно оскорбить. И у атеистов есть что-то святое, и у верующих. Думать можно как угодно о человеке, но вот унижать и оскорблять не нужно.

Марк Левянт, композитор, председатель Общественного совета при ГУ МВД Самарской области: «Если закон начнут трактовать слишком широко, люди не смогут жить свободно»

- Как вы думаете, нужен ли этот закон?

- Такие жёсткие меры только усилят напряжённость в обществе. Хотя не исключаю, что какие-то меры принимать нужно. Потому что в последнее время существенно увеличилось количество случаев осквернения религиозных святынь и оскорбления чувств верующих. Хотя меня, например, куда больше беспокоят случаи осквернения могил — вандализм. Беспокоят события в Эстонии и Латвии, где осквернялись памятники российским солдатам, погибшим во Второй мировой войне. Но новый закон только накалит обстановку. Надеюсь, нормальных людей он касаться не будет, а только тех, кто посягает на святые для других людей вещи...

- Но оскорбляющими чувства верующих, согласно законопроекту, можно будет при желании счесть высказывания многих деятелей искусства и педагогов...

- Да, это другая сторона медали. Если закон начнут трактовать слишком широко, люди не смогут жить свободно, им придётся озираться при каждом высказывании, опасаясь огромного штрафа, а то и тюремного срока. Это, конечно, перебор. Я бы ещё понял, как у нас раньше было, 15 суток за хулиганство. А если станут везде подстерегать да выискивать — это ужасно. Этого нам не нужно, не к этому мы идём. Это попахивает другими временами...

Роман Черкасов, кандидат филологических наук, киновед: «Законопроект несомненно нужен Кремлю»

- Я думаю, этот законопроект будет принят. Этот и последующий такого рода. Если перед Путиным стоит задача продержаться до конца своего президентского срока без особых проблем, то проще всего это сделать, устроив такой игрушечный деспотический режим.

Во всех этих законопроектах есть только одна реальная задача — все они несут за собой шлейф как бы традиционного, ультраправого режима. На этот шлейф прошлого пытается сейчас опереться Путин. За счёт этого, на мой взгляд, он хочет выгадать время.

Законопроект несомненно нужен Кремлю. Потому что только посредством такой постмодернистской деспотии правящий режим может без проблем существовать до конца президентского срока. Реальное, не постмодернистское зажимание гаек повело бы за собой вполне реальное противодействие. Поэтому они скатываются в откровенно игровой идиотизм в духе позднего Сорокина. Потому что чем больше жёсткого, авторитарного, но при этом неразумного идиотизма, тем для них лучше. Чем дальше от разума — тем лучше. Чем ближе к симуляции, к фальсификации, к откровенному сарказму, к этой пародийной варварской дикости — тем лучше. Поэтому в последние полгода и вылезли на авансцену персонажи, которых ещё год назад никто бы слушать не стал - Холманских, Милонов, в Самаре Сивиркин. Именно поэтому две недели назад в Самаре прошла конференция с участием Меркушкина «Духовные основы российской государственности». Пленарное заседание проходило в театре оперы и балета. Там помимо губернатора собрались батюшки и ещё кто-то. Все они на полном серьёзе говорили о том, что Pussy Riot – это рука Запада, что госдепом запланирована атака на РПЦ, совершенно серьёзно говорили о том, что слово «свобода» проникло к нам из чужого языка и потому чуждо российскому менталитету. То есть, чем больше идиотического деспотизма, тем лучше сейчас для власти. Я думаю, эти инициативы будут продолжаться. А нам остаётся либо сопротивляться, либо пережить эти шесть лет. Я думаю ближе к окончанию срока ситуация несколько изменится.