«Опереточный демагог» и бытовой склочник Владимир Вольфович Жириновский, оправдывая изгнание из Государственной Думы теперь уже экс-депутата Геннадия Гудкова, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] поднялся до лирических высот Дмитрия Александровича Пригова. «Вы рано уходите от нас, нам будет вас не хватать, но мы будем помнить о вас», - почти пропел лидер ЛДПР, оплакивая политическую смерть строптивого эсера. Главный «сокол» страны интуитивно очень тонко уловил похоронную мелодию в проводах господина Гудкова из парламента, избранного «демократическим путём».

За лишение Геннадия Гудкова статуса депутата Государственной Думы проголосовали 291 депутат из фракций «Единая Россия», ЛДПР и из числа оппортунистов из «левых» партий. 150 эсеров и коммунистов высказались против, 3 воздержались. Среди воздержавшихся – Александр Хинштейн. Несмотря на обращение Сергея Миронова с просьбой о тайном голосовании, депутаты «высказались» в открытом режиме. Бесстрастный спикер-единоросс Сергей Нарышкин монотонным голосом резюмировал, что полномочия Гудкова прекращаются с 14 сентября 2012 года.

Напомним, что 10 сентября комиссия Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе депутатов, якобы изучив материалы Следственного комитета о предпринимательской деятельности Гудкова, решила «согласиться с тем, что в представленных материалах есть достаточно информации о том, что депутатом Геннадием Гудковым не соблюдены ограничения и запреты, предусмотренные федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы».

Бывший полковник КГБ в запасе, охранный бизнесмен и нынешний оппозиционер, «посмевший» поддержать акции протеста на проспекте Сахарова и Болотной площади, Геннадий Гудков резонно сравнил лишение его статуса депутата с «изгнанием социалистов и коммунистов из Рейхстага при Гитлере». Тогда тоже не дожидались судебного решения.

Любопытно, будет ли национальный лидер России инициировать подобные «репрессии» и в отношении некоторых единороссов для создания хотя бы иллюзии справедливости? Ведь всем слишком очевидно, что «грехами Гудкова» страдают примерно 85 % всех депутатов во всех законодательных собраниях России, включая Самарскую область и Самару, где недавно у журналистов рябило в глазах от перечисления фирм и компаний, учрежденных губернскими парламентариями.

В любом случае, теперь в Российской Федерации возможна только «голодная оппозиция». Хочешь протестовать, критиковать и «клеветать» - оставь свой бизнес всяк сюда входящий. Впрочем, «казус» Таисии Осиповой свидетельствует, что и бедным нечего делать среди борцов с режимом.

Одни эксперты и активные участники пусть выморочного, но всё-таки политического процесса, утверждают, что с 14 сентября «мы живём в другой стране», которая по-прежнему называется Россией. То есть и без того «кукольная» парламентская система аннулируется в угоду абсолютно вертикальному авторитарному формату управления страной с элементами регионального феодализма.

Романтически и кровожадно настроенные «патриоты» видят в деле Гудкова «добрый» для себя знак. По их мнению, Россия, окруженная кольцом западных либеральных режимов, вступает в полосу тяжелого финансово-экономического кризиса. Экономики в стране нет. Поэтому денежные средства надо черпать там, где они есть. То бишь, кроме увеличения добычи нефти, стартует очередная экспроприация экспроприаторов. Начинают с оппозиционеров из бывших «своих», потом дело дойдет и до просто олигархов, и до олигархов-единороссов и до прочих «золотых кренделей «Единой России».

В свою очередь, представители уличной оппозиции именуют Госдуму «цирковым аттракционом дрессированных зверей под управлением Дурова» и считают, что последние приличия в отношениях между автократией и обществом отброшены за ненадобностью.

Радует только одно - гробовая тишина после совершенно предсказуемого голосования в Государственной думе. То есть радует хотя бы то, что это никого не радует. Даже неподкупных, справедливых, честных и патриотичных единороссов. Впрочем, в гробовой тишине были всё-таки слышны шорохи и шумики. Это где-то глубоко в карманах и портфелях шуршали пакеты акций, оставшиеся у депутатов от прежней жизни…

Глеб РАЙТ

P.S. Сразу после «судьбоносного» голосования в Государственной Думе Засекин.Ру опросил выдающихся представителей всех частей партийно-политического спектра, чтобы узнать их непосредственную реакцию на изгнание Геннадия Гудкова из Нижней палаты Федерального собрания.

Илья Пономарёв, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] депутат Государственной думы (фракция «Справедливая Россия): «Люди, стоящие за решением о лишении Гудкова мандата, руководствовались эмоциями и сводили с ним личные счёты»

- Я считаю, что Государственная дума сделала крайне неразумный шаг. Люди, стоящие за этим решением, проявили политическую близорукость и безответственность по отношению к судьбе своей страны. Для меня абсолютно очевидно, что эти люди руководствовались эмоциями и сводили личные счёты с Геннадием Гудковым. Тем самым они провоцируют, на мой взгляд, масштабный парламентский кризис. Окончательно разразиться война компроматов - все будут друг за другом следить, пытаясь установить нарушение этого закона. Закончится всё это печально. Закончится всё это, я думаю, роспуском Государственной думы.

Алексей Лескин, депутат Самарской губернской думы, первый секретарь Самарского обкома КПРФ: «Моё мнение, что это беспредел»

- Прокомментируйте, пожалуйста, лишение мандата Геннадия Гудкова.

- Очевидно, партия власти пытается расправиться с неугодным ей человеком. Наша фракция голосовала против. Я убеждён, действия, которые сегодня были проведены в отношении Геннадия Гудкова, мягко говоря, незаконны, поскольку в нашей стране нет механизма отзыва ни депутата, ни любого другого выборного лица. Сама партия власти уже много лет торпедирует законодательную инициативу фракции КПРФ и в Государственной думе, и в Самарской губернской думе о создании законопроекта об отзыве выборного лица. Но пока такого закона нет. Так на каком основании Гудкова лишили мандата? Это беспредел — моё мнение.

- Лишение Геннадия Гудкова мандата может впоследствии перерасти в тенденцию?

- Подобные репрессии уже давно стали тенденцией. Совсем недавно, весной, нападали на нашего коллегу, члена фракции КПРФ, оппозиционного депутата Государственной думы от Ростовской области Владимира Бессонова. Его пытались лишить депутатской неприкосновенности, завести какие-то дела по якобы факту его неправомерных действий в отношении сотрудников полиции. Так что Гудков — не начало тенденции, а её продолжение. Принцип тот же: наступил на больную мозоль партии власти — получай.

- Будет ли этот принцип применяться и в регионах, в том числе, в Самарской области?

- Посмотрим. Вообще было бы логично предположить, что наша Губернская дума переймёт опыт старших товарищей... Но что гадать? Поживём — увидим.

Михаил Дегтярёв, депутат Государственной думы от Самарской области (фракция ЛДПР): «Мы наблюдаем борьбу между элитами»

- Прокомментируйте, пожалуйста, лишение Геннадия Гудкова мандата.

- Мы наблюдаем борьбу между элитами с миллионными оборотами и элитами с миллиардными оборотами. К Геннадию Гудкову и его сыну я отношусь с большим уважением, но назвать его оппозиционером, на мой взгляд, было бы неправильно. Поэтому, если нашли бизнес, который в принципе Гудков и не скрывал, рассказывая о нём в многочисленных интервью и, очевидно, не считая его помехой для депутатской деятельности, то за такие проделки его, на мой взгляд, можно без зазрения совести лишать мандата.

- Как вы относитесь к версии, согласно которой лишение Гудкова мандата — политическая репрессия?

- Я голосовал консолидировано со своей партией, но независимо от партийной принадлежности я выступаю за лишение его мандата. О том, что Гудкова трамбуют якобы за его какие-то антикремлёвские высказывания, я слышал неоднократно. Да у нас половина думы допускает антикремлёвские высказывания, в том числе и я, кстати, регулярно. Тут вопрос только в том, что человек этот представляет часть элиты, которая борется с другой элитой. Никакого отношения к оппозиционному движению это не имеет.

Алексей Чигенёв, депутат Самарской губернской думы (фракция «Единая Россия»): «Жаль, что документов, на основании которых население могло бы понять, кто прав, я так и не увидел».

- Прокомментируйте, пожалуйста, лишение Геннадия Гудкова мандата.

- Не знаю всей подноготной дела Гудкова, но некоторые размышления насчёт лишения его мандата у меня есть. Не думаю, что депутаты Государственной думы поступили противозаконно. Наверняка, они основывались на каких-то материалах, которых мы просто не видели... Хотя вот это как раз настораживает. В средствах массовой информации ситуация Гудкова освещалась даже избыточно, однако документов, на основании которых население могло бы понять, кто прав, я так и не увидел.

И всё же я уверен, что депутаты, принимая решение о лишении мандата Гудкова, основывались не на каких-то эмоциях. Наверное, это всё же были документы, которых мы с вами не видели и которые позволяют говорить о том, что Гудков занимался предпринимательской деятельностью.

Правильно или неправильно было применять именно такую меру к Гудкову — вопрос спорный. Но нарушение закона, в котором был уличён Геннадий Гудков, является достаточно серьёзным основанием для прекращения депутатской деятельности. А закон этот принимала Государственная дума, и Гудков участвовал в принятии данного решения. Наверное, думал, что всё ему сойдёт с рук, как обыкновенно бывает с депутатами. Я считаю, его подвела собственная халатность.

- Могут ли самарские парламентарии начать применять такие же меры?

- У Самарской губернской думы нет таких полномочий, у нас не прописана процедура лишения депутатов мандатов.


Михаил Матвеев, депутат Самарской губернской думы (фракция КПРФ): «Мы снова увидели в действии принцип двойных стандартов»

- Прокомментируйте, пожалуйста, лишение Геннадия Гудкова мандата.

- Очевидный пример политических репрессий в отношении оппозиционных депутатов, который, с моей точки зрения, грубо нарушает нормы федерального статуса депутат, которые закреплены в российском законодательстве. А именно следующего принципа: депутат не может быть привлечён к ответственности за высказанное мнение где бы то ни было. Здесь же мы видим пример, когда депутата лишают мандата под видом ответственности за коммерческую деятельность, а на самом деле, за свою политическую позицию. На мой взгляд, это очевидно всем людям, кто бы что не говорил. Депутаты от «Единой России», как минимум, не меньшими, а то и большими активами обладают, но, понятно, никто их мандатов за это не лишит. Принцип двойных стандартов, что в общем-то является традиционным для данной партии. Их позиция давно сформулирована фразой, которую приписывают Бенито Муссолини или Франко: «Друзьям всё, остальным — закон».

Но несколько критических слов я бы хотел сказать и в адрес Геннадия Гудкова. Если идёшь на войну, должен понимать, что тебя могут убить. Когда ты вдруг из некоей околовластной группировки — а мы все помним, что из себя представляла партия «Справедливая Россия» во времена, когда Сергей Миронов возглавлял Совет Федерации — неожиданно предстаёшь в обличии оппозиционера, ты должен быть готов к репрессиям.

- Кроме депутатов от «Единой России», за лишение Гудкова мандата голосовала фракция ЛДПР.

- Эти меня не удивили. Депутаты от ЛДПР лишний раз показали, для чего власть их пускает в парламент. Выполнили свою традиционную сервисную функцию, молодцы.

- Могут ли самарские парламентарии начать применять такие же меры? Ведь это может коснуться и вас как оппозиционера...

- Не исключаю, что технология может быть отработана. Но я лично начал избавляться от возможных точек давления на себя ещё до того, как стал депутатом. Я состоял в числе учредителей коммерческих организаций, однако оставил их перед выборами. Это отличает меня от Гудкова. Общеизвестно, люди, которые являются владельцами заводов, газет, пароходов не могут быть последовательными бойцами, потому что их обязательно возьмут за жабры. Это библейская истина: где кошелёк человека, там и его сердце.

Однако, что касается меня, я никогда не забываю старую русскую поговорку на все времена — и на царские, и на большевистские, и на современные: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Вот и не зарекаюсь. Даже если ты не являешься бизнесменом, всегда у тебя могут найти наркотики, оружие и ещё что-нибудь. А могут и не искать — проломят голову просто у подъезда железным прутом, как это пытались сделать со мной в две тысячи третьем году. Поэтому избежать репрессий, когда ты занимаешься какой-то политической деятельностью, которая раздражает государственные или антигосударственные силы, невозможно. Я думаю, Гудков должен понимать, что происходящее нельзя воспринимать как некую неожиданность.

- Как вы думаете, это событие повлияет на явку на завтрашний «Марш миллионов»?

- Будем реалистами. Гудков только один из многочисленной когорты находящихся на слуху оппозиционеров. Поэтому, конечно, история с Гудковым вряд ли существенно прибавит численности предстоящему митингу. Единственное, происшествие сделает поведение самого Гудкова и людей ему симпатизирующих более радикальным, резким и жёстким в высказываниях. Я думаю, он будет завтра на трибуне, и не исключаю, поскольку он лишён депутатской неприкосновенности, что Гудкова арестуют.