В конце июля единороссы Самарской области сформируют новый региональный политсовет, выберут президиум и определятся с кандидатурой секретаря регионального отделения. Впервые выборы секретаря пройдут на альтернативной основе, а все органы управления партией сверху донизу будут выбраны на пятилетний срок. Переформатирование внутрипартийной жизни связано с изменениями в Уставе партии и, судя по всему, с ситуацией, которая сложилась в стране после выборов Госдумы и президента России. О том, что происходит с партией власти, как изменяется ее внутренний уклад и что собирается предпринять политическая сила для того, чтобы сохранить доминирующие позиции на региональном и федеральном уровнях, Засекин.Ру побеседовал с руководителем исполкома Самарского регионального отделения партии «Единая Россия» Максимом Матыгиным.

Три фактора перемен

- Не так давно в Москве состоялся съезд партии «Единая Россия». Какие знаковые перемены принесло это мероприятие?

- Я бы выделил три момента. Первое – избрание Дмитрия Медведева председателем «Единой России». Это важное событие, потому что в структуре, которая позиционирует себя как социально-консервативная, смена руководителя происходит не так часто. Сам факт прихода нового лица на эту должность, тем более, лица, который вступил незадолго до этого в партию, является событием.

Второй момент – это поправки в Устав, касающиеся выборности. Раньше всё было завертикалено: приходит с вышестоящего уровня решение с фамилией, и все собравшиеся голосуют. Будь то наделение полномочиями секретаря регионального или местного отделения. Какие-то кандидатуры спускает Москва, генсовет, какие-то с регионального на местный…

Сейчас ситуация изменилась, появилась альтернативность кандидатур и реальное право самих партийцев выбирать себе лидеров. В связи с этим сейчас возникают интересные моменты. Вот у нас, буквально, на прошлой неделе в одном из районов области, не хочу называть, что не обижались, состоялось избрание секретаря местного отделения. И вот они звонят, и говорят: «Ну всё-таки, кого выбирать? Намекните! Нынешнего нашего Ивана Ивановича или кого-то другого?»

- Ждут директивы?

- Да, видимо, по старой привычке…

- Вы подсказали партийным товарищам или пустили, так сказать, «на самотек»?

- Директив не спускали. Говорим им: «Коллеги, проявляйте инициативу, определяйтесь, кто достоин, кто не подведет». По новому Уставу может любой делегат конференции встать и сказать: «Давайте я» или «Давайте он». Я слукавлю, если скажу, что какой-то круг возможных кандидатов предварительно не обсуждается, если скажу, что не ведутся консультации. Это нормальный процесс, они ведутся. С местным активом, с региональным политсоветом, с депутатским корпусом, лидерами мнений. Но директивы как таковой больше нет, поменяли ее на инициативу, так сказать. Так что предложить себя или кого-то прямо на конференции любой делегат может. Если конференция сочтет эту кандидатуру стоящей, его выберут.

- «Единая Россия» сейчас стала заповедником демократии!..

- Внутрипартийной (смеется)! А если серьезно, я думаю, с течением времени это так или иначе, должно повлиять на какие-то формы внутрипартийного мышления, на принятие решений. Это повлечет за собой изменения. И пусть сейчас звонят и спрашивают: «А кто? А как? А вы нам посоветуйте?». Наверное, сложно отказаться от старых схем мышления, но пройдёт какое-то время и всё равно, эти уставные изменения принесут свои позитивные плоды.

- И третий момент?

- Третий момент – изменение срока полномочий. Фактически, сроки полномочий обнулили всем. В начале года уже кончился срок полномочий первичек и они у нас, по тому действовавшему Уставу, избирались ежегодно на год. Политсоветы местных отделений избирались на два года, региональных – на три. Федеральный уровень избирался на четыре года. Сейчас получилась ситуация, когда всех обнулили, чтобы привести к единому пятилетнему сроку. 

- То есть в «Единой России» тоже есть своя единая дата голосования?

- Можно и так сказать. Лично мне кажется, что пять лет – довольно масштабный срок. Возможно по 2-2,5 или 3 года было бы достаточно для всех? Но логика цифры 5 в том, что это срок полномочий ГосДумы. Следующий ее состав изберется в 2016 году, после чего в 2017 будут новые внутрипартийные перевыборы. Хотя оговорюсь, что по новому Уставу ежегодно все партийные органы будут обновляться не менее чем на 10 процентов. Так что застоя не будет. Ведь это важно, чтобы соблюдалась логика обновления, чтобы не «бронзовели».

Это те три новшества, которые уже почувствовали на себе и мы, и наши местные отделения, и первичные. Уверен, это почувствовали не только в самарском региональном отделении.

- Эти изменения как-то отразятся на внутренней жизни партии?

- Как ни крути, роль первичных отделений растёт. Это основа партии. У нас их 1745 в Самарской области, по числу избирательных участков. Опять же по новому Уставу установлена квота присутствия секретарей первичных отделений как в местном, так и региональном политическом совете – не менее 30%. Каждый из секретарей певичек, вошедший в МПС и РПС получает возможность прямых коммуникаций на новом более высоком уровне. 

- Какова численность партии в регионе сегодня?

- Около 36 500 человек. Любая отчетно-выборная кампания даёт определённый приток новых людей. Буквально за один последний месяц у нас порядка 1400 человек вступили в сторонники. Через полгода станут полноправными членами партии.

- Сейчас уже идёт период перевыборов в местных отделениях. Кадровые изменения есть или все остаются на своих местах?

- Перевыборы уже прошли приблизительно в 47% первичных отделениях партии. Обновление руководства – порядка 35% секретарей поменялось. Местные конференции прошли только в четырех территориях. Изменений там не произошло, но дискуссии были. Последним череду местных конференций 27 июля завершит Тольятти. Это самое крупное местное отделение, куда входят 240 первичек.

- В Самаре не самое крупное?

- В Самаре девять местных отделений, по числу районов. Единого, общегородского нет. В Самаре больше численность членов партии, но по численности отдельно взятого местного отделения Тольятти на первом месте - почти 3,5 тысячи человек. 

На региональную конференцию выйдем 31-го июля. Впервые 200 делегатов со всех уголков губернии изберут партийного лидера тайным голосованием на альтернативной основе.

Альтернативно, без симуляций…

- Какие основные вопросы будут решаться на областной конференции?

- Во-первых, избрание нового политсовета. Как я уже отметил, полномочия регполитсовета сейчас закончатся и, соответственно, он будет полностью переизбран. Сегодняшний состав был избран на три года, отработал только год. Хотя состав очень сильный, работоспособный. Хочется надеяться, что большая часть его останется и после 31 июля.

Во-вторых, принимать решение о выборе секретаря теперь будет конференция, а не политсовет, как раньше. Раньше схема была такой: конференция избирает политсовет, а он в свою очередь удаляется из зала и голосует за секретаря. Теперь только альтернативная основа и только голосованием делегатов. В Уставе однозначно сказано: не менее двух кандидатов.

- Действующий секретарь регионального отделения – председатель Самарской городской Думы Александр Фетисов, по всей видимости, будет кандидатом на пост секретаря. Кто составит ему альтернативу?

- Мне трудно сказать, потому что каждый из делегатов конференции может встать и предложить себя или кого-то другого, «того парня». Если предложенный кандидат не берёт самоотвод, то конференция голосует за внесение фамилий в бюллетень, потом каждому из кандидатов предоставляется слово для презентации себя и своей программы. Сотрудники регионального исполкома и избранная конференцией счётная комиссия в это время формируют бюллетень, включают туда эти фамилии, тиражом 200 экземпляров печатают, фиксируют, что это 200, а не 210, 250, 280… Потом составляют протокол, выдают, ну и дальше всё по процедуре. Самому интересно КАК все это будет, потому что у нас так не было никогда.

- КАК – это вопрос технологический. По всей видимости будет повторяться история с праймериз: победитель – заранее известен; голосование – лишь инструмент легитимации принятого решения. Симуляция…

- Поскольку именно региональный исполком организует праймериз, то изнутри абсолютно точно знаю – никаких симуляций. Так сложилось с 2010 года, что праймериз у нас бывают непредсказуемые. Конечно, зачастую выигрывают те, кто и считался фаворитом. Но, может быть, их и ожидали видеть победителями из-за того, что у них накоплено больше опыта, больше конкретных дел, больший авторитет среди людей?

Главное – не дремать

- Несмотря на то, что ваши полномочия заканчиваются, наверняка планы строятся, приоритеты определяются… Каковы сейчас партийные приоритеты, главные темы в повестке дня «Единой России» в Самарской области?

- Начали большое количество проектов этой весной и летом, которые нужно довести до логического конца. Часть из них впервые начали реализовывать в период выборов, они хорошо пошли и не хочется останавливаться на пол пути. Те же мобильные выездные приёмные, то же «Лето с футбольным мячом»… Они стали нашей текущей работой, которая далека от характеристики «партийно-политическая». Это те реальные дела, о которых так часто можно слышать от представителей «Единой России». У нас у всех - и у секретаря реготделения Александра Фетисова, и у политсовета, и у сотрудников регионального исполкома, позиция такая – что вот эти вот живые, социально значимые текущие «реальные дела» - это и есть самое главное в период между избирательными кампаниями. От того как мы работаем, как решаем проблемы граждан, насколько отзывчивы, зависит не только результат партии на выборах, но и во многом развитие территорий, социальной сферы, человеческого потенциала. Так что сегодня «Единая Россия» в Самарской области – это слаженная команда, четко работающий механизм…

- А что делать с репутацией? Всё же выборные кампании декабря 2011 и марта 2012 года пошатнули позиции «Единой России»… Интернет-мем, заброшенный Алексеем Навальным, четко зафиксировался в виде ярлыка «партия жуликов и воров». Как быть с этим? Как корректировать имидж?

- Можно, конечно, обыгрывать это как-то пиаровски… Знаю, были попытки… Например, обычный человек в колпаке врача в камеру говорит: «Я член партии «Единая Россия», я не жулик и не вор – я хирург!». Не знаю, насколько это тронет зрителей? То есть можно и средствами PR это отыгрывать, но ведь здесь не пиар должен ыть на первом месте! Повседневная живая раота гораздо эффективнее. Поэтому наш ориентир – на прямую работу с партактивом, населением, избирателями. Технически задачу можно сформулировать так: чтобы на местах было больше конкретных дел, чтобы инициатива исходила не только от регионального отделения, чтобы все наши 45 местных и 1740 с лишним первичных отделений не дремали. Когда приезжаешь на собрание первичной организации, а там 15-20 человек которым действительно хочется с помощью партии что-то сделать. Это уровень, который не финансируется, это уровень, который ни на чём, кроме энтузиазма тех, кто там работает, не держится. И когда общаешься с ними, видишь, слышишь этих простых людей, понимаешь, им интересно, они стараются, они делают, то думаешь: «Каких она, к чёрту, «жуликов и воров», когда в ней такие люди!»

Андрей Тархун