Новое правительство многое изменит в Самарской области», - по привычке произносит спикер Самарской губернской думы Виктор Сазонов, переживший не одно правительство Константина Титова, весь срок полномочий Владимира Артякова и с усталостью глядящий на политические пертурбации кабинета Николая Меркушкина. Каждый раз он говорит именно эту фразу. Впрочем, новое облправительство действительно должно показать чудеса менеджмента. Долг Самарской области, по словам самого губернатора, зашкаливает, рост протестных настроений отчетливо выразился в Тольятти, где избиратели подложили власти Сергея Андреева в качестве мэра. Ожидания жителей губернии, а вместе с ними и ожидания лидера нации Владимира Путина, оправдать будет нелегко. Возможно, поэтому свое собственное региональное правительство губернатор Меркушкин формирует в два захода.

- Николай Иванович, насколько стабильно положение назначенных министров?

- Назначенные министры, я думаю, должны активно и уверенно работать. Для этого они и назначены. Понятно одно, что ничего постоянного в жизни не может быть. Естественно, в полном объеме я оценить работу каждого министра сегодня еще не могу, потому что не видел конкретной ситуации и знаком не со всеми показателями и результатами. Конечно, по ходу работы министры будут проявлять себя. Может быть, кого-то я буду поддерживать активно, а кого-то – нет.

- Насколько важна открытость работы кабинета министров?

- Для меня прозрачность – это вопрос вопросов. Необходимо, чтобы было понятно депутатам губернской думы и, самое главное, народу, чего хотят эти люди, ради чего они сюда пришли и назначены. Я хочу сказать, что министры пришли сюда не для того, чтобы сделать что-то для себя, а ради того, чтобы проявить себя как профессионалы, составить о себе положительное мнение для своей будущей карьеры.

Некоторые приезжают из Москвы, работая там на должностях среднего уровня. Эти люди рассчитывают активно поработать здесь и вернуться в Москву на более высокие должности, потому что им не более 37 лет.

Есть люди, которые приехали из Мордовии – их не так много, как я уже говорил, но я их очень хорошо знаю, знаю их возможности, знаю, что они никогда не подведут и не испортят дела, потому что уже по 15-20 лет работают на этих должностях.

- Несколько кандидатур еще не определены. Почему?

- Откуда-то проходила утечка информации, и во всех средствах массовой информации назывался один человек – на самом деле, он должен был сегодня присутствовать, но пока его не отпускают сложности. Надо провести дополнительные переговоры на более высоком уровне, чтобы этого человека отпустили.

Еще один человек сейчас находится за рубежом. Он приедет только в пятницу, и мы будем с ним обсуждать ситуацию. Тогда же будет принято решение, а во вторник он будет предложен.

- Выходит, оставшиеся кресла займут не самарцы?

- Не обязательно.

- Что будет с Ольгой Рыбаковой?

- Есть разные мнения на счет ее кандидатуры в качестве министра культуры. Кому-то она сильно не нравится. Кто-то говорит, что та Ольга Рыбакова, которая пришла восемь лет назад на этот пост и та, которая сегодня – это разные люди.

В целом, есть люди, которые за нее, в том числе работающие в культуре, есть, которые против. Поэтому на этой неделе нам нужно провести дополнительные консультации на ее счет. Министром культуры, может быть, будет Ольга Рыбакова, может быть и другой человек.

- Как обстоят дела с выбором кандидатур на посты министров спорта и промышленности?

- По министру промышленности мы должны провести некоторые консультации.

С министерством спорта же дела обстоят сложнее. Рассматривались две кандидатуры. Один человек из Москвы, которого не пустил министр обороны. Я могу его назвать – это Дмитрий Шляхтин. Он сейчас возглавляет ЦСКА. Виталий Мутко активно выступал за эту кандидатуру. Нужен был примерно такой человек, который, в частности, хорошо знает федеральные структуры. Но министр обороны, его не отпустил, так как он военный. Более того, продлил ему контракт, улучшил жилищные условия для того, чтобы он остался там.

Рассматривалась еще одна достаточно сильная кандидатура человека, который имеет отношение к Самарской области, но сейчас в Москве. С ним тоже не сложилось.

Сейчас рассматриваются другие кандидатуры, но пока нет окончательного решения. Думаю, в течение недели нам удастся этот вопрос решить, хотя он сегодня самый сложный.

- С какими кандидатурами определиться было сложнее всего?

- По спорту пока никак не можем определиться – это я уже сказал. Конечно, исключительно важна кандидатура министра ЖКХ и энергетики.

Еще трудности возникали с министром финансов, потому что Павел Иванов [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]человек очень известный, грамотный, многие вещи очень хорошо знает, но, я думаю, сегодня на эту должность нужен человек, который поправит тенденцию последних пяти-семи лет в Самаре в движении финансовой системы. Ее надо затормозить и начать крутить в другом направлении. Это будет очень непросто. В настоящей ситуации для того, чтобы в финансовых потоках все было понятнее, чтобы они использовались эффективнее, нужен человек, который всю бюджетную систему знает и который всю жизнь этим занимался.

Что касается самого Павла Иванова, наверное, он будет работать в правительстве. Мы с ним будем встречаться и попытаемся предложить ему работу, потому что он активный, грамотный человек. Мы поговорим с ним, узнаем, какие у него могут быть пожелания – он может стать и советником, и работать на конкретном участке.

Еще одним непростым решением стала смена Владислава Капустина. Он достаточно опытный человек, работал в федеральном министерстве, но на этом отрезке времени нужен человек, который был бы более понятен и прозрачен и с большим желанием работал бы на результат. Человек в 34 года, как правило, пытается работать на дело, чтобы проявить себя. Человек, которому осталось два года до пенсии – дорабатывает. Поэтому было принято решение поменять Капустина, хоть он и грамотный. Но я считаю, что пришедший молодой человек не уступает по грамотности. Возможно, уступает в коммуникабельности, но у него все впереди.