Плановые межведомственные антитеррористические учения, проходившие с 15 по 22 мая в Самарской области показали уровень готовности спецслужб к террористической атаке. Формально учения прошли хорошо. Спецслужбы готовы. Однако только ли способность проверять документы и умение полиции, ФСБ и МЧС работать сообща являются показателем успешности учений? Была ночь, и людей было немного, но даже для тех двухсот человек, которые вынуждены были около часа мерзнуть под дождём, не было сделано ничего. Корреспонденту «Засекина» показалось, что технократический и технологический подход спецслужб с гуманитарной точки зрения продемонстрировал беспомощность людей в форме.
Акценты правоохранителей были сделаны на тотальном контроле документов и сумок. Внимания к людям, как с точки зрения их комфорта (они же, как никак, налогоплательщики, оплачивающие работы правоохранителей), так и с точки зрения психологии (стоит ли проверять всех сплошняком, или есть методы более гибкие и эффективные) не предусматривалось.
Уже на подходе к зданию вокзала, где установлен шлагбаум, находилось около десяти сотрудников полиции, половина из которых была в штатском. У каждого человека, направляющегося к зданию вокзала, проверяли документы и, если у человека не было с собой удостоверения личности, то его не пускали. Документы не просто проверяли, но «пробивали» по базе данных. Хотя, кажется, в Самаре не введён комендантский час, а ношение документов не является обязательным.
Затем процедура повторялась уже на главном входе в здание, после досмотра вещей и прохождения металлоискателя, где нередко требовали показать даже содержание бумажника. Несмотря на то, что у входа стояло шесть сотрудников полиции в форме, четыре сотрудника вокзала и не менее шести сотрудников в штатском, досмотр происходил крайне медленно, и даже в два часа ночи у входа периодически формировалась небольшая очередь.
Как сплошная проверка документов способствует предотвращению теракта - неясно.
Позже сотрудник полиции в штатском, похожий на одного из руководителей Ленинского РОВД, руководившего разгоном митинга 26 марта, по рации дал команду: «Объявляй эвакуацию».
«Уважаемые пассажиры, по техническим причинам просим вас покинуть здание вокзала», - объявил женский голос из динамиков. Сотрудники полиции стали расталкивать дремлющих в зале ожидания пассажиров, ждущих своего поезда, а также выводить встречающих, не торопящихся выходить на улицу под дождь.
На улице было холодно и моросил дождь. Около двухсот человек отправили на привокзальную площадь, где не было ни автобусов, в которых можно было бы укрыться от дождя, ни каких-либо навесов. Было около трёх часов ночи, и привокзальные кафе и другие заведения тоже не работали. Пожилой мужчина на костылях и с увесистой сумкой, семьи с детьми разного возраста, пенсионеры, женщина с тремя детьми и все остальные мокли под холодным моросящим дождем. Зонты были у единиц, так как люди рассчитывали дождаться своих поездов на вокзале. Одна молодая мать с грудным младенцем пряталась под козырьком офиса Почты России и отворачивалась от толпы, вынужденная кормить малыша грудью на глазах у всех. Младенец, оказавшийся внезапно на улице, не понимал, что идут важные учения.
Текст и фото Николая Павлюченко
Подробнее читайте в статье «Комфорт людей у самарских спецслужб не в приоритете»
Комментарии (1)
«Как сплошная проверка документов способствует предотвращению теракта — неясно.» Цель тираристов — скопления людей.Вывод: создай скопление людей за пределами защищаемого обьекта и тем самым защити обьект.