ОАО «Авиакор — авиационный завод» грозит финансовый крах и остановка производства, сообщает «Самарское обозрение». Разорить предприятие может Рособоронзаказ, требующий от завода вернуть порядка миллиарда рублей за два самолета ТУ-154, которые с большим опозданием были переданы предприятием Министерству обороны РФ.

Госконтракт на поставку самолетов был заключён ещё в 2008 году, а исполнить его «Авиакор» смог только к концу 2012 года. Из-за серьёзной задержки чиновники оборонного ведомства в октябре 2012 года потребовали от «Авиакора» возвратить Министерству обороны РФ всю сумму контракта, несмотря на то, что лайнеры уже были переданы заказчику. Полученные предприятием средства Рособоронзаказ трактует как «неправомерную прибыль». Сумма контракта не оглашается. Однако по оценке экспертов, стоимость одного самолёта ТУ-154 составляет порядка 12–15 млн долларов. Таким образом, суммарный объём претензий Рособоронзаказа к «Авиакору» может достигать 1 млрд рублей.

11 января 2013 года «Авиакор» обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к межрегиональному управлению Федеральной службы по оборонному заказу по ПФО с требованием признать недействительными и отменить ряд пунктов предписания оборонного ведомства.

По словам источника, близкого к руководству завода, сроки заказа были сорваны из-за затянувшихся переговоров с поставщиками, которые завысили цены на комплектующие. Примечательно, что представители минобороны также принимали участие в этих переговорах.

Если авиационному заводу не удастся отбиться от претензий Рособоронзаказа, это может катастрофически отразиться на его финансовом положении. На протяжении последних лет завод работает исключительно в убыток. В 2011 году он составил 427 млн рублей. Ранее, когда налоговики пытались взыскать с «Авиакора» 300 млн рублей недоимки, его руководство уверяло, что списание этих средств приведёт к остановке предприятия.

Ранее сообщалось, что руководство «Авиакора» намерено втрое сократить площадь предприятия, распродав более 200 тыс. кв. м производственных помещений. Примечательно, что в своём послании в конце 2012 года губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявлял, что «Авиакор» должен стать базовым производством для межрегиональной авиации.