После заявления министра образования РФ Дмитрия Ливанова о том, что низкую зарплату получают только «преподаватели невысокого уровня», преподаватели ряда российских вузов опубликовали открытое письмо, в котором поставили под сомнение компетентность министра. Письмо уже собрало более 350 подписей, в том числе, преподавателей самарских вузов.
За комментарием портал Засекин.Ру обратился к профессору кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета Самарского государственного университета, доктору филологических наук Ирине Саморуковой.
- Удастся ли преподавателям консолидироваться?
- Я бы очень хотела этого, но я в эту возможность не верю нисколько.
- Что может помешать им?
- Характер труда, высокая конкуренция среди преподавателей, общее падение престижа профессии, которое длится уже не один год. Я боюсь, что поезд ушёл.
Я подписывала это письмо, прежде всего, потому, что мне кажется неприемлемым личное поведение министра Ливанова. О том, что он сделает или не сделает судить пока рано, потому что это только намерения. Реформа необходима, пересмотр преподавательского состава необходим. Но делать это нужно явно не так.
У меня была возможность наблюдать раньше попытки преподавателей бороться за свои права сообща. В начале нулевых было несколько случаев, когда вузовские преподаватели выражали протест, в том числе, по отношению к качеству образования, его содержанию, месту преподавателя в этой системе. Все они, как один, закончились тотальным поражением.
Тут ведь ещё очень важно сознание масс, их отношение к проблемам образования. Действительно, среди вузовских преподавателей много некомпетентных, нечестных, нехороших людей. Но я что-то сомневаюсь, что при перетряхивании преподавательского состава к ответу будут привлечены именно эти люди.
- Вы допускаете вероятность преследования подписавшихся под письмом преподавателей?
- Не думаю. У нас, конечно, очень много несвободы в обществе, но она, слава богу, не тотальна. По сравнению со сталинскими, например, временами свободы явно больше.
Администрация вуза, как правило, сама находится в состоянии неопределённости, сама не зная, как всё это повернётся. Потому что ректор, декан, профессор, член совета – всё это выборные должности. Среди администрации есть здравые и профессионально мыслящие люди. И ни один начальник не захочет негативного отношения со стороны профессорско-преподавательского состава. Вуз – это не школа. Всё-таки пока не школа. Я имею в виду, по крайней мере, вузы с историей, которых в Самаре двенадцать.