Преподаватели ряда российских вузов в своём открытом письме поставили под сомнение компетентность министра образования РФ Дмитрия Ливанова и отказали ему в доверии. Письмо было написано 20 ноября, и сейчас под ним подписалось более 350 человек, в числе которых преподаватели самарских вузов. В частности, Самарского государственного университета, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Самарской государственной академии культуры и искусств, Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
Подтолкнуло авторов к обращению недавнее заявление Дмитрия Ливанова в эфире телеканала «Россия-1» о том, что сравнительно маленькую заработную плату в 20–30 тысяч рублей по Москве – получают «преподаватели невысокого уровня». Авторы выразили возмущение «оскорбительным» высказыванием министра, из которого следует, что абсолютное большинство вузовских преподавателей России – невысокого уровня.
Главной целью открытого письма является «консолидация разобщённого преподавательского сообщества для защиты своего достоинства и трудовых прав и борьбы против всевластия вузовской и министерской бюрократии» в ответ на «чудовищное административное неуважение».
Доктор юридических наук, специалист по Конституционному праву Наталья Боброва прокомментировала порталу Засекин.Ру инициативу преподавателей вузов.
- Как Вы относитесь к инициативе преподавателей?
- Министр не имеет реальных представлений о вузовском процессе. Если у ректоров зарплата от 200 до 500 тысяч рублей в месяц, даже в Самаре такие есть, это значит, они компетентны? Они просто как руководители нагло назначают себе оклады. Я профессор с 35-летним стажем, доктор юридических наук и человек с именем, известном на всём постсоветском пространстве, а зарплата у меня 25 тысяч. Минус налог. Это нормально? Это я некомпетентна?
Естественно, преподаватели оскорбились. Относиться с таким неуважением, не понимать реальных вещей и не понимать, что в вузах работают одни энтузиасты… Я 17 лет была депутатом, но не прекратила преподавания, потому что люблю студентов.
Самые страдающие сферы у нас образование и медицина, где наступила вторая беда – когда руководители назначают себе огромные оклады, а обслуживающий персонал, непосредственно работающий с населением, нищенствует. Я бы тоже с удовольствием подписала это письмо.
- Преподаватели, действительно, разобщены?
- Конечно, разобщены. Профсоюз слабо функционирует, где-то его вовсе нет. Студенты живут лучше преподавателей, которые подрабатывают в иных сферах.
- Вы верите в объединение?
- Это письмо – уже форма объединения.
- Будет ли на подписавшихся оказываться давление, как Вы думаете?
- Бывает такое. Но поскольку людей много, то лучше в этой ситуации расстаться с министром, чем оказывать давление на нищих преподавателей.