Следственные органы СК РФ по Самарской области возбудили уголовные дела в отношении заместителя главного конструктора ЗАО «Волжское конструкторское бюро» ракетно-космической корпорации «Энергия». Он подозревается в злоупотреблении полномочиями (ч. 1 ст. 201 УК РФ) и незаконном предпринимательстве с извлечением дохода в особо крупном размере (ч. 2 ст. 171 УК РФ).
В 2008 году ЗАО «ВКБ» РКК «Энергия» было поручено разработать конструкторскую документацию, обеспечить изготовление и поставку оборудования для ракетно-космических комплексов. Подозреваемый создал организацию ООО «Энком», учредителем и сотрудниками которого были его родственники, и убедил генерального директора ВКБ заключить с «Энком» договор на изготовление комплектующих и перечислить на расчетный счёт компании более 14 млн рублей. «Энком» не имела ни лицензии на изготовление такого вида продукции, ни производственных мощностей и квалифицированных специалистов. Изготовленная продукция была некачественная, на её исправление потребовалось более 9 млн рублей. Продукция была выпущена под маркой другого предприятия.
Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировал адвокат Андрей Соколов.
- Насколько это типичный случай?
- Прецеденты изготовления комплектующих и деталей всевозможной авиационной и ракетной техники случаются достаточно часто. Было несколько громких уголовных дел, когда изготавливались рем-комплекты и запчасти для самолётов и ракет. Я бы хотел отметить, что такие случаи представляют общественную опасность, которая заключается не в том, что комплектующие лицензированные или нет, а в том, что это достаточно серьёзная угроза жизнью и здоровью людей. Эта техника не соответствует необходимым требованиям надёжности и безопасности – это является самым главным. Помимо прочего, остаётся опасность значительного экологического ущерба. Все мы можем вспомнить, что аварии с участием ракетной техники в Казахстане наносили существенный экологический вред за счёт разлива топлива.
- Предъявленные статьи учитывают ответственность за названные угрозы?
- За это можно привлекать в массовом порядке, но у нас, как правило, этого никто не делает. Это статьи не тяжкие, это преступления средней тяжести, хотя они, на самом деле, оказывают значительный ущерб. Здесь проблема заключается в том, что потерпевшей стороной от общественной опасности, которая возникает, является государство. А государство у нас крайне пассивно в таких вещах. Совершение подобных преступлений, когда кто-то занимается предпринимательской деятельностью, используя производственные возможности основного места работы, как правило, указывает на несовершенство государственного управления. Поэтому в том, что происходит, и в любых техногенных катастрофах важнейшее значение имеет именно государственная политика, отношение к тем людям, которые это делают. Но в части пресечения вреда, который последовал за совершением преступления, как правило, государство никогда не проявило себя с точки зрения защиты общественных интересов. Этого не было никогда: ни разливы нефти, ни катастрофы, ни мор рыбы – никто не был привлечён к ответственности. Вот на это нужно очень жёстким образом указывать государству, хотя многие люди говорят, что начинать нужно с себя.