Как писал «Засекин», многолетняя задержка с установкой в Самаре памятного знака чехословацким легионерам при полном бездействии губернатора Николая Меркушкина и сити-менеджера Олега Фурсова может спровоцировать симметричную реакцию со стороны Чехии, где находится около тысячи советских захоронений.
Об этом 28 февраля 2017 года на парламентских слушаниях в Москве сообщил начальник управления Министерства обороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества, генерал-майор запаса Владимир Попов.
«На протяжении нескольких лет этот вопрос не находит решения. Нерешённость этой проблемы вызывает нарастающее возмущение чешской стороны, что может повлечь за собой обострённую симметричную реакцию по отношению к российским воинским мемориалам в Чехии», - заявил Попов, подчеркнув, что губернатор и глава Самары не выполняют протокольные решения совместной российско-чешской комиссии об установке в городе памятного знака чехословацким легионерам.
В виду экстренности ситуации 15-е заседание смешанной российско-чешской межправительственной комиссии по воинским захоронениям было назначено на 6 апреля непосредственно в Самаре. Всего на мемориальный чешский знак предполагается занести 147 фамилий легионеров Чехословацкого корпуса, выступивших на стороне Комуча и погибших здесь во время Гражданской войны.
Напомним, что администрация Самары под давлением коммунистов и при невмешательстве губернатора в марте прошлого года приняла решение о приостановке работ по монтажу памятного знака на месте захоронений чешских легионеров на улице Красноармейской, 29. Более того, часть плит для обелиска в ноябре 2015 года были осквернены и разбиты ненайденными вандалами. Конфликт вокруг установки памятного знака чехословацким воинам длится в Самаре уже пять последних лет.
Комментарии (10)
Сначала объясните людям в чем заслуга этих воинов, а потом ставьте памятники. Наши воины освободили чехов и словаков и теперь они имеют государства. Если им мешают наши захоронения пусть делают что хотят, но мы тоже сделаем свои выводы. А так получается наших воинов хотят сравнить с их воинством которое практически было врагами и белым и красным и только способствовало ограблению России.
В годы Гражданской войны чехи боролись на нашу и вашу свободу. Нельзя заниматься мракобесием и подменой фактов в угоду большевизма. Мой дед профессор К.Я. Наякшин Почетный гражданин Куйбышева призывал самарцев к уважению по отношению к чехословакам. Они были и есть Герои. Я написал книгу «Горизонты Гражданского общества» и в разделе «Последнее лето свободы» читайте о героях чехах, о том как они призывали к свободе и созиданию.
www.proza.ru/2015/11/25/476
Мою прабабушку, беременную, белочехи избивали так, что она потеряла ребёнка и помешалась разумом.Замечательный призыв к свободе…
Ирина, а большевики-ленинцы и большевики-сталинисты расстреливали крестьян, дворян, преподавателей, священников десятками и сотнями тысяч, а их детей отправляли в концлагеря и спецпоселения. А памятники этим извергам стоят в Самаре и во всех городах России…
А моего прадеда заживо похоронили с еще несколькими бойцами, земля колыхалась, пока они пытались высвободиться. За что памятник???
С одного адреса под разными никами пишут подставные кликуши.
Вот откуда вы взяли, что это были чехословаки? Здесь действовали казаки Дутова и просто был самосуд. Например Венцека, который с приклеенной бородой пытался бежать по Заводской простые работяги просто разорвали на куски, припомнив палачу руководство Ревтребуналом.
У чехов не было бешеной ненависти, они просто не хотели попасть в немецкий плен после Брестского мира, т.е. договора. А вот крестьяне и рабочие, действительно, ненавидели большевиков и большевичек и готовы были с них с живых сдирать шкуру. Моя бабушка рассказывала, как простые люди обливали кипятком, схваченных комиссаров. А вот чехи спасали от самосуда. Все зафиксировано в архивах.
Александр Завальный «Я не понимаю, почему так называемые «коммунисты» молчали, когда строили ТЦ «Гудок» на месте кладбища?»
...«Раньше улица называлась Алексеевской, в честь митрополита Алексия, святого покровителя Самары. Сегодня она – Красноармейская, но какая она будет завтра? Может, вновь обретет имя нашего покровителя. Важно то, что улица заканчивается на земле бывшего кладбища. Это та территория, где, к слову, были похоронены знаменитые самарцы: мама Шаляпина, мама Алексея Толстого, академик Платонов и многие другие люди, вошедшие в историю города. Там же, на Всесвятском кладбище, хоронили и чехов, и «красных», и «белых». Я не понимаю, почему так называемые «коммунисты» молчали, когда строили ТЦ «Гудок» на месте кладбища? Когда оттуда вывозили грузовики с костями? В том числе, и с костями красноармейцев»…
«Если посмотреть воспоминания коммунистов 20-х годов о том, как чехи входили в Самару, то рисуется несколько иная картина. Больше всего коммунисты боялись самарцев, в том числе железнодорожников, рабочих. Толпы горожан охотились за большевиками, чтобы расправиться с ними. Видимо, коммунисты их сильно «допекли». И чешские легионеры спасали большевиков, буквально вырывая их из рук разъяренных людей»…
63.ru/text/person/110141987082240.html
Мой дед Профессор К.Я. Наякшин родился в 1900г. События революции ему были близки, он подробно изучал деятельность Комуча, читал воспоминания большевичек и говорил, что некоторые писали просто бред в духе взбесившихся нимфоманок, что якобы их носиловали целыми полками, привязывали к хвостам лошадей и скакали по улицам города, что закапывали живьем, сжигали на кострах, разрезали животы и засовывали туда кошек. Это просто бред взбесившейся фантазии.
Чехи как раз боролись с самосудами. Большевиков действительно забивали до смерти рабочие, настрадавшиеся от комиссаров. Чехи запрещали самосуд, вплоть до расстрела погромщиков.
В самарском архиве в целости все документы Комуча, в том числе и контрразведки. Зверствовали казаки и простые люди, ненавидевшие большевиков и их политику продразверстки и организации голода в Самарской губернии зимой и весной 1918г.
Может быть ваши родственники имели отношение к комиссарам, тогда все понятно, но зверствовали крестьяне, у которых отнимали хлеб. А потом большевики устроили такой красный террор, что все остальное меркнет.
Читайте мою книгу «Горизонты гражданского общества»www.proza.ru/2015/11/26/528 Она написана на архивных источниках, а то что ее не издали, это не моя вина. Это вина нынешних краеведов и руководства города и области. Я обращался за поддержкой к Титову, Артякову, Сысуеву, Лиманскому, однако всем на все наплевать. Именно поэтому по чехов и революцию плетет что угодно. Необходимо повышать исторический уровень населения. А у нас в краеведении лишь завалы и капыта да еще и сушки, которые к тому занимаются плагиатом.
«На подступах к голоду»www.proza.ru/2015/11/24/537
«Ростки сопротивления»www.proza.ru/2015/11/25/464
«Последнее лето свободы»www.proza.ru/2015/11/25/476
«Мертвая осень»www.proza.ru/2015/11/26/493
То, что город не знает своей истории — это результат местничества краеведов при власти.
Предлагаю к ознакомлению фрагмент моей статьи «К вопросу о характере участия Чехословацких войск в Иностранной военной интервенции и гражданской войне в России в 1918 – 1920 гг.», опубл. в ежегоднике «Историческое пространство» за 2015 г. Наиболее значимые факты, характеризующие военные действия Чехословацкого легиона на территории России:
• На момент своего выступления Чехословацкий легион был частью вооруженных сил государства Французская республика.
• На момент выступления Чехословацкого легиона широкомасштабных военных действий на территории Советской России не велось.
• На момент выступления Чехословацкого легиона у Советской власти не было вооруженных формирований, способных реально ему угрожать.
• Правительства Великобритании, Франции и США продолжительное время вели дискуссии об использовании Чехословацкого легиона для свержения Советской власти. Начало и ход боевых действий легиона хронологически последовали вскоре после принятия резолюции Верховного совета Антанты № 25, санкционировавшей использование легиона в России.
• К моменту начала легионом активных боевых действий около 12000 его солдат и офицеров уже достигли конечного пункта своего маршрута в России – Владивостока, однако эвакуированы не были.
• Сразу после начала легионом активных боевых действий государства Антанты, США и Япония поддержали его политическими и военными силами и средствами.
• После устранения даже гипотетической угрозы со стороны Советской власти и взятия под контроль Транссибирской магистрали на всем ее протяжении, Чехословацкий легион двинулся не к Владивостоку, а, напротив — к Волге, где стал основой фронта военных действий против Советской России.
• В течение лета – осени 1918 года военная сила Чехословацкого легиона была на Восточном фронте определяющей по отношению к русским антибольшевистским армиям.
• За период боевых действий имели место многочисленные случаи убийств чехословацкими легионерами раненых и пленных красноармейцев, а также гражданских лиц, заподозренных в сочувствии Советской власти.
• Несмотря на завершение Первой мировой войны и образование независимого Чехословацкого государства Чехословацкий легион не был эвакуирован из России в течение всего 1919 года.
• Из первой боевой линии чехословацкие дивизии были выведены постепенно в декабре 1918 – январе 1919 г.г. только в связи с недовольством солдат продолжительным участием в беспрерывных боях и большими потерями, а также разочарованием в своей миссии в России.
• За период охранной службы в тылу колчаковских войск в феврале – ноябре 1919 г. военнослужащие Чехословацкого легиона многократно проявляли жестокое обращение по отношению к пленным партизанам и мирному населению.
• Во время отступления войск Колчака чехословацкие легионеры использовали свою вооруженную силу для обеспечения приоритетного провоза по Транссибирской магистрали себя и присвоенного ими российского имущества. При этом судьба отступающих частей колчаковской армии и беженцев в расчет не принималась. В результате согласно свидетельствам очевидцев, приведенным в эмигрантском журнале «Воля России», от голода и эпидемий «погибли десятки, чуть ли не сотни тысяч людей».
• Обеспечивая во время отступления охрану Колчака и российского золота, чехословацкие легионеры передали их Иркутскому Политцентру ради обеспечения собственной беспрепятственной эвакуации.
Таким образом, в самом «политкорректном» виде боевые действия, которые открыли чехо-словаки, можно трактовать как «превышение пределов необходимой обороны», в самом жестком – как агрессию войск иностранной державы против легитимной на данный момент власти суверенного государства. На последующих этапах, когда сформировались постоянные линии фронтов, и боевые действия приняли в значительной степени позиционный характер, чехословацкий легион следует рассматривать как составную часть военной интервенции держав Антанты и ее союзников против РСФСР.