Условно говоря, диалог ведущий программы начал с благодарности губернатору за афоризмы, которые рассыпаны в его выступлениях. Один афоризм Меркушкина из недавнего послания особенно запомнился журналисту. Многие испуганно подумали, что представитель ГТРК «Самара» сейчас припомнит губернаторскую поговорку «всем серьгам по сестрам» или «будем похабить и говорить». Ан нет. Оказывается ведущему впечаталась в память фраза главы региона про то, что «власть должна быть компактной, эффективной и ответственной». Однако крылатое это выражение саранского мудреца работнику государственного СМИ было не совсем понятно. И он попросил Николая Ивановича объяснить глубокий смысл неотразимого губернаторского выражения. И Николай Иванович объяснил. Минут так за десять. Пересказывать своими словами комментарий Меркушкина слишком жестоко. Поэтому «Засекин» по своему обыкновению и неиссякаемой любви к живой, мутирующей в художественное высказывание, речи губернатора передаёт ответ Меркушкина дословно. При этом напоминая, что уважаемый Николай Иванович делает свои обжигающие искренностью открытия, проработав в Самарской области в режиме личного ручного управления уже четыре с половиной года.

Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:

- У нас очень много чиновников. Очень много. Если брать и анализировать в масштабах страны, то у нас их, примерно, в полтора раза больше, чем в среднем по стране по регионам на одного человека. Ну, если, или там на десять тысяч человек брать там одного чиновника. У нас очень много чиновников в муниципальной власти. Особенно в наших крупных городах и, прежде всего, в Самаре. У нас почти тратим мы в Самаре на управление практически два миллиарда рублей. Это почти в два раза больше, чем Казань. Мы можем представить, какой город Казань. Да? Что он из себя представляет по благоустроенности, по, скажем, продвинутости. Там, ну, кто бы как бы, скажем, не обиделся или ещё что там, мы понимаем, что Казань очень сильно ушла вперёд. Город ушёл вперёд. Поэтому чиновников у нас много. Очень многие, ну, если ничем не занимаются – это ещё, может быть, даже хорошо. Да? А некоторые занимаются совсем иным. Они по месяцу держат у себя документы. Не дают возможность там поставить очередную визу, которая продвинула бы документы дальше. Мы из-за этого, например, разрешение на строительство, мы в стране одни из самых худших. У нас было время, там три года назад, больше двух лет с момента подачи заявки на разрешение на строительство до получения этого разрешения проходило более двух лет. Есть территории, где это проходит за сорок два дня. Например, Калуга. За сорок два дня. И более двух лет. Это что означает, что вот большое количество чиновников, через которые проходят эти документы, они начинают работать наоборот в минус. В обратную сторону. Поэтому компактность имелась в виду вот это правильно определённая численность под те задачи, которые сегодня стоят перед органами власти. Или той, или иной. Или тем, или иным уровнем власти. Вот.

Ну, и, конечно, нам в этом смысле, я почему об этом сказал в послании, нам тут придётся в этом году, в семнадцатом, ну, в основном, это семнадцатый год, очень много поработать. Мы уже кое-что сделали, но сделали мало. И сейчас придётся там принимать более жёсткие меры для того, что все эти звенья, которые практически не дают результата, они будут выпадать. И более того, у нас ещё есть беда. Кроме, условно, госслужащих, муниципальных служащих, у нас очень много муниципальных предприятий, так называемых МУПов, ГУПов. Это государственные учреждения или предприятия, да, которые выполняют функции власти. Они для этого создаются. Для того чтобы исполнять функции власти. И получается. И получают государственные деньги за это. И получается одно количество, скажем, в аппаратах и ещё очень большое число людей, работающих в этих ГУПах. По прежней работе практически ГУПов не было. Всё делали сами работающие в аппаратах министерств, ведомств, всю эту работу. А не передавали ещё кому-то там и платили тем деньги, чтобы те выполняли те или иные виды работ. Поэтому затраты наши очень велики.

Мы, как минимум, за год–полтора должны на сорок-пятьдесят процентов сократить затраты на управление. Мы за три года сократили, примерно, на пятнадцать-семнадцать процентов. За три года. Но этого мало. Я приводил примеры, где вообще они сократились. А есть муниципалитеты, которые увеличили свои затраты на управление вообще необоснованно. Абсолютно необоснованно. Поэтому, вот, скажем, этот лозунг или как его назвать, на самом деле будет работающий и, более того, императив, да, императив, он будет неким на ближайшие полгода. Очень много будет принято решений. И административных, и законодательных, и нормативных для того, чтобы повысить эффективность власти на всех уровнях.

Я ещё говорил там, что мы реформу местного самоуправления, скажем, провели. Да. А менталитет чиновников сохранился прежний. И я это вижу. То есть вот, как, условно, он, в том числе в Самаре, как он самостийно он чувствовал себя там три-пять лет назад, да? Он может продержать эту бумагу полгода, да, не дать решения хоть Кошелеву, хоть там Хугаеву, хоть это Чудаеву, который делает львиную долю строительства жилья и, скажем, обеспечивает выполнение указов президента, указы президента по объёмам строительства жилья. Поэтому тема она болезненная. И мы обязаны её в ближайшее время, скажем, значительно эффективность этой работы повысить. И от этого во многом будет зависеть, дальше как у нас, насколько активно будут позитивные процессы проходить в области.