В связи с этим депутат Госдумы обратился в адрес генерального прокурора России, начальника Управления по противодействию коррупции администрации президента РФ, министра МВД, директора ФСБ, председателя Счетной палаты РФ, руководителя ФАС, заместителей председателя правительства и министра строительства и ЖКХ России с просьбой немедленно вмешаться «в связи с масштабными нарушениями, злоупотреблениями и коррупционными проявлениями со стороны должностных лиц министерства строительства Самарской области и подведомственных ему учреждений, которые носят системный характер.

В своём обращении Хинштейн утверждает, что в губернии сложилась системная коррупционная практика распределения крупных бюджетных подрядов среди компаний, аффилированных с руководством регионального Минстроя или пользующихся его покровительством, и приводит многочисленные примеры, ссылаясь на имеющиеся у него в распоряжении документы.

Особенно возмутительными, пишет депутат Госдумы, выглядят действия губернского Минстроя, связанные со строительством в Самаре стадиона для проведения Чемпионата мира по футболу. По его словам, в настоящий момент по поручению первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Игоря Шувалова проводится проверка обоснованности ценообразования и расчетов проекта. Установлено, что при разработке технического задания Минстроем необоснованно были включены в проект избыточные решения, что привело к почти двукратному увеличению размеров стадиона (коммерческие площади составили 42% от общего объема) и, как следствие, к удорожанию строительства на сумму от 4 до 10 млрд. руб.

Наиболее ярким примером региональной коррупции, отмечает Хинштейн, является ситуация с ООО «С.И.Т.И.». По информации заместителя председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы, начиная с 2014 года, указанная компания регулярно получает крупные госконтракты на строительство в Самарской области объектов высокой степени сложности с совершенно различной спецификой. За 2014 и 2015 годы с ООО «С.И.Т.И.» было заключено 14 госконтрактов на общую сумму свыше 5,5 млрд. руб. В их числе: строительство физкультурно-спортивного комплекса в Промышленном районе Самары (443 млн. руб.), строительство станции метро «Алабинская» (824,65 млн. руб.), реконструкция автодороги Волжский-Курумоч (2 316 млн. руб.), строительство берегоукрепления у села Рождествено Волжского района (590,2 млн. руб.), строительство ледового комплекса в Октябрьском районе Самары (98,5 млн. руб.), поставка оборудования для технопарка в Тольятти (126,6 млн. руб.).

В настоящий момент ООО «С.И.Т.И.» претендует на право заключения госконтракта на строительство линии метрополитена Самары на участке «Российская»-«Алабинская» (998 млн. руб.). Также компания выступает субподрядчиком по многочисленным государственным и муниципальным контрактам.

ООО «С.И.Т.И.» было учреждено в 2008 году. До 2014 года какой-либо серьёзной деятельности не вело, опыта выполнения крупных строительных работ не имело. Годовой оборот компании не превышал 10 млн. руб., уставный капитал – составлял 10 тыс. руб. (до 11.11.2015 г.). В штате ООО «С.И.Т.И.» состоит всего 28 человек, на балансе находится 3 единицы техники.

Несмотря на это, недоумевает парламентарий, ООО «С.И.Т.И.» выигрывает практически все аукционы, в которых участвует, тогда, как другие организации, обладающие соответствующим опытом, средствами, производственными и людскими ресурсами до торгов под искусственными предлогами не допускаются, в результате чего контракты заключаются по начальной стоимости.

Принципиально важно, подчёркивает депутат, что ООО «С.И.Т.И.» никаких работ по строительству объектов не осуществляет, передавая все полученные контракты на субподряды, что приводит к их значительному удорожанию, получению генподрядчиком необоснованной выгоды и нанесению ущерба бюджету. Кроме того, отсутствие у ООО «С.И.Т.И.» собственных строительных мощностей и привлечение им большего числа субподрядчиков влечет за собой срыв ввода объектов.

Так, до настоящего времени из-за многочисленных недоделок не сдана в эксплуатацию станция метро «Алабинская» в Самаре. Не завершено строительство физкультурно-спортивного комплекса в Промышленном районе Самары, который ООО «С.И.Т.И.» был обязан ввести в декабре 2015 года. Более того, в 2016 году руководство Минстроя обратилось в правительство Самарской области за выделением для завершения работ 172,7 млн. руб. дополнительно, сверх условий контракта.

Факт оказания руководством областного Минстроя протекционизма и покровительства ООО «С.И.Т.И.», по данным Хинштейна, подтверждается также тем, что в октябре 2015 года на должность директора ГУП «Строительный контроль при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» был назначен А.С.Максимов, до октября 2015 года работавший заместителем генерального директора ООО «С.И.Т.И.». Таким образом, Максимов в настоящий момент контролирует ход строительства тех объектов, госконтракты по которым заключались именно в период его работы в ООО «С.И.Т.И.».

Аналогичный конфликт интересов присутствует и в действиях Светланы Моравской, директора ГКУ «Управление капитального строительства» (выполняет функции заказчика-застройщика по проектированию, капитальному строительству, реконструкции объектов строительства за счет средств областного бюджета, далее – УКС). До назначения на эту должность Моравская работала заместителем директора ООО «СК Евроальянс».

Указанная компания также пользуется откровенным протекционизмом со стороны Минстроя и УКС. За период 2014 и 2015 годов с ООО «СК Евроальянс» было заключено контрактов на строительство объектов за счет бюджета Самарской области на общую сумму в 5 млрд. руб. Примечательно, что конкурсную документацию для большинства торгов готовило именно УКС (Моравская С.Е.), оно же является и заказчиком-застройщиком большинства объектов, генподрядчиком по которым выступает ООО «СК Евроальянс».

ООО «СК Евроальянс» было признано единственным участников торгов по строительству Самарского областного перинатального центра, в результате чего контракт с ним был заключен по начальной цене в 991,3 млн.руб. Аналогичным образом при проведении аукциона на реконструкцию СПИД-Центра в Тольятти из 14 заявившихся компаний к торгам было допущено только ООО «СК Евроальянс».

28 декабря 2015 года по итогам аукциона на строительство дублирующего участка коллектора Волжского склона победителем было также признано ООО «СК Евроальянс», предложившее 1,77 млрд. руб., хотя второй участник (ЗАО «Ремонт и строительство») представил заявку в 1,44 млрд.руб. В результате Самарская область необоснованно понесла затраты в 330 млн. руб.

Подобная порочная практика искусственного ограничения конкуренции, на взгляд депутата, носит системный характер. Наряду с ООО «С.И.Т.И.» и ООО «СК Евроальянс» руководство Минстроя и подведомственных ему структур оказывает откровенное покровительство ООО «ПСК «Волга». В 2014 и 2015 годах с указанной структурой было заключено 15 госконтрактов на общую сумму 1 435,2 млн. руб., из них 12 – по начальной максимальной цене. В 8 аукционах ООО «ПСК «Волга» являлось единственным участником, в 4 – побеждало в отсутствии реальных конкурентов, при участии одних и тех же технических участников.

В ходе проверки прокуратуры Самарской области выявлены и иные многочисленные нарушения при заключении и исполнении госконтрактов со стороны должностных лиц Минстроя. Только в 2015 году за правонарушения в сфере исполнения законодательства о контрактной системе Моравская  привлекалась к административной ответственности 4 раза, а руководитель Главного управления организации торгов Самарской области М.Ю.Головушкин  – трижды.

В действиях Моравской и других лиц прокуратурой области усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество), для решения вопроса об их уголовном преследовании материалы проверки направлены в ГУ МВД России по Самарской области.

Обращает на себя внимание Хинштейна и тот факт, что Моравская и Головушкин имеют длительные взаимоотношения с министром строительства Самарской области Алексеем Гришиным или его родственниками. Моравская ранее являлась заместителем Гришина в дирекции ГК «Олимпстрой». Головушкин в 2010-2012 гг. работал заместителем начальника управления финансового обеспечения ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова». В данный период и до настоящего времени ректором Университета является В.И.Гришин – отец Алексея Гришина.

Массовое распространение, замечает депутат Госдумы, получила практика выполнения и оплаты так называемых «бросовых работ», которые в дальнейшем останавливались или переделывались. Например, на строительство универсального спорткомплекса с искусственным льдом в Самаре Минстроем было затрачено 94,6 млн. руб., однако в 2015 г. госконтракт был расторгнут и заключён новый с другим местонахождением объекта. По результатам проверок Госфинконтроля Самарской области общий суммарный ущерб от подобных «бросовых работ» в 2013-2015 гг. составил 569,3 млн. руб.

В указанный период Минстроем также была оплачена разработка проектно-сметной документация на 23 объекта, строительство которых затем не закладывалось в бюджет. Общий объем безрезультатно затраченных средств составляет 365,1 млн. руб.

Таким образом, констатирует Хинштейн, в Самарской области сложилась совершенно недопустимая ситуация, когда в результате коррупционных действий, халатности или отсутствия должного контроля со стороны руководства Минстроя интересам бюджета наносится многомиллиардный ущерб, а строительная отрасль подвергается искусственному переделу в интересах конкретных застройщиков.

Депутат Госдумы от Самарской области просит организовать проверку изложенных сведений и принять незамедлительные меры по восстановлению законности и защите интересов бюджета, а также пресечь конфликт интересов.

Добавим, что сегодня же региональный министр спорта Дмитрий Шляхтин сообщил, что ориентировочная стоимость строительства стадиона «Самара Арена» увеличилась почти на четыре миллиарда и оценивается в настоящее время в 17 миллиардов рублей.