Во вторник, прилетев после полудня в международный аэропорт «Курумоч», премьер-министр Дмитрий Медведев, не выезжая в областную столицу, из Курумоча же через восемь часов улетел в Москву. За это время Медведев успел дежурно побеседовать с Николаем Меркушкиным, открыть уже открытый новые терминал, осмотреть перспективную модель «Лады» и макет футбольного стадиона, а также провести совещание о мерах поддержки авиаперевозок и попасть в грозу при посадке, сымитированную для него подчинёнными Виктора Вексельберга.

Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:

(отчёт перед председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым)

- Нынешняя геополитическая ситуация сказалась в какой-то мере и на жизни Самарской области. Прежде всего, цены. Мы почувствовали разницу в ценах, особенно на продукты питания. Тем более мы в Самарской области (к сожалению, так сложилось)  производим собственных продуктов на душу населения меньше всех в округе. У нас в основном привозной продукт, и, конечно, здесь нам было не так просто. Но тем не менее ещё почти полгода назад мы создали комиссию и регулярно отслеживаем ситуацию вместе с Минсельхозом согласно Вашей установке. И где-то удалось повлиять. По ряду позиций, конечно, ситуация сложная, но сейчас по отдельным продуктам цены стабилизировались, а по некоторым (я имею в виду российские продукты) даже чуть пошли вниз, потому что на первом этапе на российские продукты цены тоже подскакивали неоправданно высоко. А проекты пока мы ведём. Буквально неделю назад «Роснефть» начала осуществлять мощный проект очередной переустановки на «Евро-5», 24 млрд рублей инвестиций в прошлом году. Вы сейчас смотрели машины АвтоВАЗа, там тоже достаточно активно идёт модернизация. Предприятие за пять недель выпустило 71 тыс. автомобилей – это рекорд последних лет. Машины сейчас продаются чуть лучше, и мы надеемся, что будут продаваться ещё лучше – скажем, в феврале, марте, особенно в марте. Машины пошли хорошие, абсолютно европейского уровня, ничем не отличаются.

Реализуем проекты в сельском хозяйстве.

Сейчас большие заказы у наших оборонных заводов в связи с программой модернизации ОПК – и в ОАО «Кузнецов», и у «Прогресса». Сегодня, кстати, в 17.00 испытывается двигатель НК-33…

Это тоже в общем новый шаг к повышению эффективности космических полётов, доставки грузов с меньшими затратами в космос. Здесь есть позитив. Бюджет в январе сложился хуже, чем в прошлом году – на 13% меньше. В феврале сейчас идёт получше – где-то на уровне февраля прошлого года. Мы посмотрим ещё, как март сложится, и тогда будет окончательно ясен тренд, как будет складываться бюджет области. Мы регион-донор, наше благополучие полностью зависит от того, сколько сами соберём. Конечно, в этой обстановке, мы заинтересованы в поддержке по детским дошкольным учреждениям... Нам сложнее будет программы реализовывать… У нас эта проблема достаточно остро стояла и сейчас пока стоит.

Что касается безработицы, она сильно не увеличилась, она пока значительно ниже порога 2008–2009 годов. Мы надеемся, что всё-таки шаг за шагом будем людей  привлекать к работе по проектам, и не только по проектам, потому что у нас есть задача  сельское хозяйство активно двигать. И по АвтоВАЗу – там сокращений таких не будет, более или менее тоже всё стабилизировалось, а на ряде предприятий идёт набор, особенно на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

 

(доклад на совещании о мерах поддержки авиаперевозок в Российской Федерации)

- Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Конечно, сегодня для нас, для Самары, такое знаковое событие. Хотя терминалом в аэропорту пассажиры пользуются уже почти месяц и люди уже знают, в какой-то мере привыкли, радуются этому, тем не менее сегодня мы торжественно его открыли, увидели, что за терминал. И я уже говорил, что даже самые-самые, которые по каждому поводу, что ни делай, всегда говорят обратное, по этому поводу практически нигде – ни в блогосфере, нигде… Нет никого, кто бы говорил, что тут что-то не так. Это очень о многом говорит, и мы уверены, что для области, для городов Самара, Тольятти, части территории Оренбургской области и особенно Ульяновской области это даст дополнительные большие возможности.

Когда «Ренова» пришла, мы увеличили почти на треть объёмы перевозок, здесь компания вышла на прибыльность. И тоже хотел бы, Виктор Феликсович (председатель совета директоров группы компаний «Ренова» В.Вексельберг), выразить слова благодарности Вам, потому что когда мы закладывали первый камень (это было в июле 2013 года), почти ни у кого не было уверенности в том, что к 1 января 2015 года практически всё будет сделано. Это на самом деле так случилось, и даже был вариант, может быть, в конце декабря открыть терминал.

Что касается местных авиаперевозок, мы очень активно участвуем... Почти четверть пассажиров, которые по округу приняли участие в этой программе (это Самарская область), 66 тыс. пассажиров использовали эту возможность по той программе, которая была запущена в области. Хочу сказать также, что очень много людей привыкли к этому, ждут продолжения. И то, о чём говорил Михаил Викторович: уже многие летают даже без дотаций, потому что и потребность, и деловые интересы людей диктуют использовать более удобные варианты передвижения внутри округа.

Что касается общих программ поддержки, в которых сейчас Правительство принимает участие, мы тоже запланировали, у нас в бюджете есть эти суммы, и будем делать всё для того, чтобы максимально участвовать. Мы понимаем, что это увеличивает возможность для нашего главного аэропорта-хаба Курумоч стать полноценным хабом.

И ещё один вопрос, Дмитрий Анатольевич, который поднял Михаил Викторович. Тема самолётов, судна или ряда судов, которые могли бы выполнять вот эти рейсы. Мы тоже озабочены этим. У нас был создан несколько лет назад и на МАКСе продемонстрирован «Рысачок». Когда был Владимир Владимирович у нас летом, он тоже садился за штурвал «Рысачка». Он на 18 мест сейчас. К сожалению, с учётом того, что в Роскосмосе сейчас идёт активная оптимизация, в программу Роскосмоса продолжение этого проекта не вошло.

По большому счёту, может, это и не тема Роскосмоса, но нам осталось буквально 250–300 млн рублей, для того чтобы в ЦАГИ завершить все испытания. Этот 18-местный самолет, наш собственный, полностью сделанный самарскими специалистами, мог бы участвовать в этой программе, тем более в такой геополитической обстановке.

И второй момент. С учётом того, что наш основной завод, «Авиакор», занимался производством Ан-140, а Ил-114, который сейчас рассматривается, очень близок по габаритам, параметрам и подходам к Ан-140, все специалисты и конструкторы считают, что реально в два раза быстрее сделать самолёт этот на нашем заводе. Буквально через три с половиной года может появиться новый самолёт, не уступающий современным аналогам мировым, а через четыре с половиной года – оцифрованный, модернизированный, на новых материалах. Максимум четыре с половиной – пять лет, и появится такой самолёт… Мы готовы здесь (если есть проблемы с собственником завода) вложить деньги для того, чтобы сделать сборочное производство, создать предприятие соответствующее и взять в государственные руки на первом этапе реализацию этого проекта или на условиях ГЧП.

Мы считаем, что через три с половиной года появится самолёт на 64 места, и он будет активно востребован на российском рынке. У нас на сегодня порядка 3,5 тыс. человек работающих, из них большинство специалистов последние восемь лет работали уже с такими типами самолётов, как Ан-140 и близкий Ил-114. Специалисты наши считают, что эта программа для них достаточно проста. Если Ташкент собирал этот самолёт, то наши специалисты, где и Ту-95 производились, и Ту-154, эту задачу решат, и для страны будет самолёт, который может внутренние перевозки обеспечить практически стопроцентно. Спасибо.