Дмитрий Медведев во вторник осуществил рабочую поездку в Самару. Прилетев в международный аэропорт «Курумоч», премьер-министр, не выезжая в областную столицу, из Курумоча же через восемь часов улетел в Москву. За это время Медведев успел дежурно побеседовать с Николаем Меркушкиным, открыть уже открытый новые терминал, осмотреть перспективную модель «Лады» и макет футбольного стадиона, а также провести совещание о мерах поддержки авиаперевозок и попасть в грозу при посадке, сымитированную для него подчинёнными Виктора Вексельберга.
Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ:
- Мы сегодня собрались здесь, в Самаре, в здании нового пассажирского терминала (само по себе, конечно, очень приятно, что у нас такие стройки идут и завершаются), для того чтобы поговорить о мерах государственной поддержки пассажирских авиаперевозок, обсудить ситуацию в отрасли. Она достаточно разная, страна у нас тоже очень большая, и для многих регионов именно воздушное сообщение было, есть и будет самым оптимальным видом транспорта, самым быстрым и самым удобным, а иногда и просто единственно возможным.
Несмотря на известные экономические трудности, гражданская авиация в прошлом году показала довольно значительный рост. Наши авиакомпании перевезли более 93 млн пассажиров – это на 10% больше, чем в 2013 году. Впервые, кстати, за многие годы этот рост был связан не с международными рейсами, а именно с сектором внутренних перевозок – они увеличились приблизительно на 18%. Такая положительная динамика неслучайна, это результат тех шагов по развитию региональных перевозок, которые все мы, и Правительство, предпринимали в 2012–2013 годах. У нас реализуются «дорожные карты» развития региональных авиаперевозок и развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики, а также целый комплекс мер, благодаря которым идёт работа по снижению стоимости перелётов на внутренних линиях.
Мы постоянно работаем над тем, чтобы цена билета на самолёт была для человека доступной, для нашего гражданина, особенно когда речь идёт о полётах внутри страны. Для этого у нас были запущены и работают федеральные программы субсидирования, которые направлены на развитие пассажирских авиаперевозок с Дальнего Востока - в европейскую часть страны, из Калининграда, из Симферополя. Отдельные программы субсидирования помогают удешевить региональные перелёты на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и здесь, в Приволжском федеральном округе. В 2014 году совокупный бюджет этих программ составил около 9 млрд рублей, эти средства позволили перевезти приблизительно 1,4 млн человек. Хочу отметить, что мы эту программу продолжим и в текущем году.
Кроме того, ещё есть и программа субсидирования, которая поддерживает обновление парка самолётов для выполнения региональных и местных перевозок, она тоже продолжается. Конечно, поддержка авиационной отрасли не ограничивается развитием пассажирских авиаперевозок, хотя, безусловно, это важнейший сегмент. Ведутся работы по развитию инфраструктуры воздушного транспорта. Вот мы, ещё раз повторю, находимся здесь, в Самарской области, новый пассажирский терминал здесь открыт. Он действительно и комфортный, и современный, удобный. Это как раз хороший пример обновления инфраструктуры.
Мы продолжаем модернизировать систему организации воздушного движения, внедрять новые радиотехнические средства обеспечения полётов. В совокупности это даёт приличный результат, на котором мы, конечно не должны останавливаться, тем более в условиях текущей экономической ситуации.
Правительством принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивости экономики, который предусматривает и поддержку нашей гражданской авиации. Речь идёт об увеличении субсидирования региональных авиамаршрутов и о снижении налога на добавленную стоимость по внутренним авиалиниям.