Адвокат, лидер движения «Самарский союз избирателей», лётчик-спортсмен Андрей Соколов прокомментировал для Засекин.Ру состояние самарского завода «Авиакор — авиационный завод».

Порядка 3 млрд рублей было выделено из федерального бюджета на развитие авиастроительной промышленности в Самарской области. Николай Меркушкин отметил, что часть этих денег пойдет на развитие «Авиакора», судьба которого сейчас во многом зависит от того, получит ли он заказ на производство 60 самолетов АН-70. Этот заказ Министерство обороны ранее планировало отдать «Авиакору», однако в июне этого года Дмитрий Медведев сообщил, что транспортники буду собираться в казанском ОАО «КАПО им. Горбунова». Эксперты отмечают, что окончательное решение о производственной площадке для АН-70 еще не принято. Теперь все зависит от лоббистского ресурса Самары и Казани.

- Как Вы думаете, такие инвестиции вкупе с деятельным участием Николая Меркушкина поднимут завод?

- Для того, чтобы что-то поднимать, нужно, чтобы это что-то существовало. На сегодняшний день можно уверенно говорить, что в России авиастроительная отрасль умерла, она отстала безнадежно. И сегодня в России создавать самолеты, которые отвечали бы современным требованиям и технологическим возможностям, тем более, когда это связано с оборонным заказом, просто невозможно.

- Почему, как Вы думаете, заказ Министерства обороны на производство АН-70 отдали казанскому заводу?

То, что «Авиакор» упустил заказ в пользу казанского завода, связано, так скажем, не столько с остаточной стоимостью, сколько с остаточными возможностями завода. «Авиакор» на сегодняшний день — это предприятие, которое с трудом способно реанимировать и производить ресурсный ремонт тех самолетов, которые там производились, ТУ-154.

Производство АНов на «Авиакоре» больше сравнимо с отвёрточной сборкой. Их собирали в основном кусками. В частности, самолеты, которые привозились из Украины собирались с использованием кувалды, насколько мне известно. 3 самолета, которые были собраны на «Авиакоре», на сегодняшнем этапе развития отрасли вообще — это просто не серьезно.

А казанский завод «КАПО им. Горбунова» обладает, скорее всего, большими производственными возможностями. Готовность к производству авиационной техники у казанского завода просто выше, чем у самарского.

- Вы считаете 3 миллиарда на развитие авиастроительной отрасли в области — это адекватная сумма?

- Я считаю, что это ничтожно малая сумма. К тому, что получится после инвестирования этого капитала в производство, я отношусь крайне скептически. Не будем забывать, что сегодня в России нет возможности создавать даже военные самолеты. У нас есть прекрасный пример производства МИГа нового поколения, которые практически не полетел на авиационном шоу, что показывает его крайне сырую готовность.

Есть Sukhoi Superjet 100, который искусственно собирается из иностранных комплектующих и представляет собой, по оценкам многих экспертов, способ отмывания денег и распила бюджета.

Поэтому я лично скептически смотрю на эти инвестиции и, может быть, отдал бы должное именно лоббистским способностям губернатора Меркушкина.