Президент Самарского областного инновационно-образовательного общественного фонда «Знание» Сергей Сидоров прокомментировал для Засекин.Ру состояние самарского завода «Авиакор — авиационный завод».
Порядка 3 млрд рублей было выделено из федерального бюджета на развитие авиастроительной промышленности в Самарской области. Николай Меркушкин отметил, что часть этих денег пойдет на развитие «Авиакора», судьба которого сейчас во многом зависит от того, получит ли он заказ на производство 60 самолетов АН-70. Этот заказ Министерство обороны ранее планировало отдать «Авиакору», однако в июне этого года Дмитрий Медведев сообщил, что транспортники буду собираться в казанском ОАО «КАПО им. Горбунова». Эксперты отмечают, что окончательное решение о производственной площадке для АН-70 еще не принято. Теперь все зависит от лоббистского ресурса Самары и Казани.
- Как Вы оцениваете шансы «Авиакора» на возрождение?
- Я был когда-то учащимся авиационного техникума, потом самарского авиационного института, был и на практике на «Авиакоре»: сначала в одном цехе, потом в другом.
По прошествии нескольких десятилетий я вновь побывал на авиационном заводе. На сегодняшний день «Авиакор» я не могу представить в качестве какого-то серьёзного производства.
- Вы полагаете, «Авиакор» не справится с производством 60 транспортников АН-70?
- Не справится. Или справится лет через сто. У завода больше нет той производственной и, тем более, кадровой базы, что была раньше. Сегодня высококлассные рабочие на вес золота. А в авиационной промышленности, на том же «Авиакоре», работали всегда рабочие самой высокой квалификации. Кто будет делать 60 самолетов?
- Бюджетные средства направят на развитие «Авиакора», на восстановление производственной и кадровой базы. Считаете, так проблема не решится?
- Высококлассных токарей, фрезеровщиков, станочников нужно учить несколько лет. И это не зависит от суммы субсидий. Это зависит, во многом, от престижа профессии, от заработной платы. Кроме того, раньше рабочие имели профсоюзные путевки в пионерские лагеря, в детские сады, на турбазы, получали квартиры, льготы. Сейчас ничего этого нет. Компенсировать это размером заработанной платы — так все деньги на это уйдут.
Да и нужного количества рабочих просто нет. А молодежь сейчас не идет на завод работать даже за приличную зарплату. Сейчас, например, квалифицированные токари-фрезеровщики 6 разряда... У них средний возраст под 80 лет! Каждый день в обед начальник цеха выходит и справляется о его здоровье, потому что знает, что если завтра рабочий не выйдет — цех встанет. А у нас речь идет о 60 самолетах — нужно будет много высококвалифицированных рабочих разных специальностей. А их нет. Нет и оборудования.
- То есть наш «Авиакор» не спасти?
- А с чего вы решили, что «Авиакор» «наш»? Это акционерное общество, частная компания. Неудивительно, что заказы отдают другим заводам — другие, наверное, входят в авиационную корпорацию. А «Авиакор» - нет. И то, что заказ отдадут государственной компании, а не частному предприятию, вполне логично. Я сомневаюсь, что лоббистских способностей у нас в регионе будет достаточно, чтобы перетянуть этот заказ.