Сенсационные заявления Николая Меркушкина в телевизионном эфире пяти региональных каналов уже широко обсуждаются политиками, депутатами, средствами массовой информации и трудовыми коллективами. Во-первых, Меркушкин пересадит всех областных чиновников на автомобильные продукты АвтоВАЗа, а во-вторых, проработает вопрос о возможности приобретения в государственную собственность милеевского комбината «Родник». Напомним, что с инициативой пересадить чиновников на отечественные автомобили впервые выступил либеральный реформатор и один из лидеров демократической оппозиции Борис Немцов ещё в 1997 году. А сегодня в эфире радио «Эхо Москвы в Самаре» Немцов прокомментировал вчерашнее высказывание Меркушкина.

Борис Немцов, депутат Ярославской областной думы:

- Действительно, я инициировал ельцинский указ 1997 года. Смысл его состоял в том, что поскольку чиновники покупают служебные автомобили за бюджетный счёт, то есть на деньги налогоплательщиков, то естественно, чтобы они тратили деньги на поддержку отечественных автомобилестроителей. Ясно, что этот указ никакого отношения к частным автомобилям  не имел. То есть, если вы имеете возможность купить дорогую или не очень дорогую иномарку, это ваше личное право, но если вы тратите государственные бюджетные деньги, то лучше всё-таки их тратить для того, чтобы рабочие места в России создавались и чтобы здесь платились налоги. Мне казалась эта идея очевидной, патриотичной, понятной и всенародно поддерживаемой. И, действительно, 80% российских чиновников тогда пересели на отечественные машины. Лужков, в частности, ездил на «Юрии Долгоруком», когда ещё работал АЗЛК, такие автомобили делали. Очень многие чиновники и в Самаре, и в Поволжье в целом ездили на продукции АвтоВАЗа. Естественно, что нижегородские чиновники ездили на «Волгах».

- Вы за «Волгу» ратовали?

- Нет, нет, нет, нет, это полная ерунда! На самом деле я уже работал первым вице-премьером, я считал, что можно покупать любые отечественные автомобили, потому что всё это поддерживает отечественное производство. Ельцин подписал указ 1 апреля 1997 года – Борис Николаевич был шутником известным.

Но, как ни странно, почти 80 % российских чиновников выполнили этот указ. Но потом всё это накрылось медным тазом по той простой причине, что сам президент Ельцин продолжал ездить на бронированном «Мерседесе», примерно так же, как Путин, который подписывал многократные указы о том, что надо пересаживаться на отечественные машины, сам продолжает ездить на бронированных «Мерседесах». Когда Ельцин через год, в 1998 году, меня спросил, как выполняется указ, я ему ответил, что указ исполняется плохо, потому что вы его не выполнили сами, Борис Николаевич. Борис Николаевич удивился, при мне позвонил в гараж «особого назначения», сказал, чтобы ему уже вечером пригнали автомобиль ЗИЛ-114. И, действительно, он вечером уехал на автомобиле ЗИЛ, но проездил он на этой дорогущей машине недолго – через две недели его дочь Татьяна сообщила, что у папы болит спина и чтобы я отстал от них с этой идеей. В итоге, всё это накрылось.

Дальше история очень интересная. Путин четырежды подписывал соответствующие указы, постановления, распоряжения с периодичностью примерно раз в три года. Он это делал, но поскольку сам он закон выполнять не собирается, - это вообще особенность нашего начальства – они считают, что законы для других, то, естественно, ни черта это не двигается.

Если Меркушкин будет ездить на иномарке, то забудьте про эту идею – никто у вас ничего выполнять не будет. Если он хочет, чтобы его идея хотя бы в Самарской области была воплощена в жизнь, то он обязан показать личный пример. Так же как Лужков – ничего с ним не случилось, ездил на «Юрии Долгоруком», и огромное количество губернаторов по всей стране ездило на отечественных машинах. То есть, если он хочет это выполнить, то это решение для него в первую очередь. Это первое.

Второе, может быть, более значимое. Дело в том, что идея эта старая, ей 17 лет, она с прошлого века, она устарела. У меня другая сейчас есть для господина Меркушкина идея, не знаю, понравится или нет, но мне она очень нравится. Я вообще считаю, что сейчас надо отменить служебный транспорт для чиновников и депутатов. Дело в том, что у каждого чиновника и депутата есть по одной, а у некоторых по две-три машины. Я как депутат Ярославской думы в Ярославской области предлагаю отменить вообще служебный гараж, а оставить всего две машины – для губернатора и для председателя думы. И точка. И не имеет никакого значения, какие это будут машины – отечественные или нет. Не в этом дело, дело в том, что сейчас все бюджеты, в том числе и Самарской области, трещат по швам. И начинается экономия на детях, на образовании, на здравоохранении. Это безобразие. Я предлагаю начать с себя. Я второй год тут бьюсь, но поскольку у нас «Единая Россия» имеет большинство в Думе, то мои очевидные идеи не проходят.

Идея состоит в следующем – каждый чиновник, каждый депутат ездит на своей машине, ему даются «бензиновые деньги», когда он ездит по служебным делам. Если он боится ездить, например, он плохо водит машину, либо он бухает, что с депутатами и чиновниками бывает, то пусть он эти «бензиновые деньги» тратит, например, на аренду такси или какой-то иной машины.

Сам гараж, чтобы людей не выгонять с работы, становится коммерческим предприятием. Областной самарский гараж нужно сделать акционерным обществом. Они могут так же оказывать транспортные услуги, в том числе и для чиновников, но за деньги.

Понимаете, ни в одной стране мира нет такого безобразия, как у нас. Мы не самая богатая страна, но если вы поедете в Европу, вы не увидите ни в одном регионе никакого парка служебных машин – отечественных или иностранных. Это пережитки «совка», но в «совке» машин не было, а сейчас у всех есть автомобили, тогда зачем чиновников возить на машине?

- Это приведёт к тому, что они будут брать автомобили в аренду, значит, опять госконтракты.

- Они могут брать служебные машины, но за свои деньги. Хотят – пусть берут. Кстати, зарплата немаленькая.

Я вообще считаю, что самая большая катастрофа в России – это банкротство региональных бюджетов. Я очень хорошо знаю ярославский бюджет, знаю неплохо нижегородский, поскольку был там губернатором, хуже знаю самарский, но знаю отлично, что самарский бюджет залез в огромные долги, - это десятки миллиардов рублей, занятых в коммерческих банках. Ярославский бюджет должен 30 миллиардов. Причём, эти кредиты берутся не на развитие, не на дороги, а, в основном, они берутся  на заработную плату. Потому что все бюджеты региональные, в том числе и самарский, это бюджеты социальные. Это бюджет образования и здравоохранения, детских садов, коммуналки. Вы можете себе представить такой порядок, при котором коммерческие кредиты под десять и более процентов берутся для выплаты зарплат. Именно так сейчас живут все регионы.

За годы правления великого Путина произошла концентрация денег в Москве. В Москве сосредоточены 70 % бюджетных денег страны – это абсолютное безобразие. В 90-е, когда  Меркушкин работал в Мордовии, а я в Нижегородской области, было соотношение 50 на 50. Сейчас 70 на 30 в пользу центра. Единственный выход спасти ситуацию от банкротства, учителей от потери работы, а школы и больницы от закрытия - пересмотреть межбюджетные отношения.

Я посмотрел на федеральный бюджет, который сейчас внесён, - это кошмар! Они увеличивают военные расходы на 800 миллиардов рублей, на 33% сокращая расходы на образование, здравоохранение и финансирование регионов. А финансирование регионов – это, в первую очередь, школы, больницы, дороги и так далее. Поэтому единственный шанс – это жёстко поставить вопрос в Москве о пересмотре межбюджетных отношений. Деньги должны оставаться в регионах, хотя бы в размере 50 на 50, как было в тяжёлые 90-е годы. Если этого не будет сделано, у нас будет банкротство бюджета. Потому что сейчас, например, на обслуживание только долга по кредитам Ярославская область ежегодно тратит 3 миллиарда рублей – это больше, чем все затраты на коммунальную сферу, это сравнимо с бюджетом дорожного фонда. В Самарской области примерно та же ситуация. Это ключевой вопрос, я удивляюсь, почему у вас он не обсуждается – у нас в Ярославле это главная тема.

Я понимаю, что Меркушкин – человек подневольный, он у нас полностью путинский, он у нас лояльный, он боится рот открыть, - все мы этих губернаторов знаем, я им очень даже сочувствую, поскольку у меня совсем другое положение было в свое время, например, подписи против войны в Чечне я собирал, будучи губернатором. Единственный выход спасти регионы от полной деградации – это пересмотр межбюджетных отношений. Если Меркушкин наберётся смелости после того, как он набрал, хотя я считаю, что это позорный чеченский результат, 90% на выборах…

- Свыше 91%.

- Извините, 91%, я сильно ошибся. После того, как он позорным образом набрал 91%, в принципе ему бояться нечего. Он может прийти и сказать «за меня 91% проголосовал, больше, чем за вас, Владимир Владимирович». Поэтому давайте пересмотрим межбюджетные отношения, мы не можем закрывать школы, больницы и детские сады.