Самарцы вынуждены ежедневно рисковать своей жизнью и здоровьем, пользуясь городскими трамваями и троллейбусами. Вагоны горят и сходят с рельсов. Последний случай схода трамвая произошёл вчера - на пересечении улиц 22 Партсъезда и Ставропольская. 18 января загорелся трамвай №19. Его вагон полностью выгорел. Происшествие произошло в районе улиц 22 Партсъезда и Красных Коммунаров. К счастью, обошлось без жертв.

Подвижной состав, контактная сеть трамвая и троллейбуса, трамвайные пути, технологическое оборудование, машины и механизмы  - всё это сильно изношено. Уровень технической надёжности и безопасности транспортных средств упал. 

Износ парка техники составляет свыше 90% по трамвайным вагонам и свыше 82% по троллейбусам. Трамваи эксплуатируют уже более 30-ти лет, а троллейбусы - более 20-ти лет.

При этом нормативный срок эксплуатации трамваев составляет 16 лет. По 212 вагонам срок эксплуатации превышен. Эти вагоны требуется обновить.

Нормативный срок эксплуатации троллейбусов составляет десять лет.  По 76 троллейбусам срок эксплуатации превышен. Они также требуют обновления.

Сейчас задействовано 417 трамвайных вагонов на 24 маршрутах. Большая часть из них чешского производства: TATRA производства 1970-1989 годов. Троллейбусов производства 2000-х годов имеется 236 для 15 маршрутов.

Из-за высокого уровня износа и выбытия техники к настоящему времени на маршрутах стала ощущаться нехватка подвижного состава.

За период с 2012 по 2021 годы было закуплено 77 новых троллейбусов (2012 -16, 2015 - 19, 2016 -20, 2021 - 22) и 39 новых трамваев (2012 - 1, 2013 - 8, 2016 - 20, 2017 - 10).

Протяженность трамвайных путей МП г.о. Самара «ТТУ» составляет 166,5 км., из них изношено 75% путей. По этой причине введено ограничение скорости движения не более 5 км/ч. Это негативно сказывается на ритмичности движения трамваев.

На протяжении долгих лет трамвайные пути ремонтировали по остаточному принципу. Это привело к нарушению периодичности проведения планово-предупредительных ремонтов и снижению технических характеристик.

Давно необходим капитальный ремонт трамвайных путей. В феврале власти сообщили о разработке 5-летней программы модернизации трамвайных линий от проспекта Ленина до Московского шоссе. Средства на ее реализацию заложены в областном бюджете.

Принято решение по дофинансированию перевозок. Средства будут изысканы в городском бюджете и финансирование отрасли транспорта превысит 1 млрд рублей, - пообещала глава Самары.

Капремонт трамвайной линии на участке от пр. Ленина до Московского шоссе включен в проект плана мероприятий по обновлению инфраструктуры трамвая. Стоимость работ по проекту составляет 954 502,3 тыс. руб. 

Контактная сеть трамвая и троллейбуса МП г.о. Самара «ТТУ» изношена и требует капитального ремонта. Протяженность контактной сети трамвая троллейбуса составляет 366,79 км. Полностью изношено 40% сети. Оборудование на тяговых подстанциях эксплуатируется более 40 лет. Износ оборудования на тяговых подстанциях - 54%. Износ кабельных линий - 77%. Необходимо проведение реконструкции оборудования 20 тяговых подстанций. 

Альтернативным вариантом приобретению трамвайных вагонов может стать приобретение кузова трамвайного вагона первой комплектности. Это обойдется в четыре раза дешевле, чем новый трамвайный вагон.

Трамвайные вагоны можно отремонтировать  путем замены старого кузова на новый кузов первой комплектности с низким уровнем пола в средней части салона. Его стоимость составляет от 19 до 26 млн. рублей.

Новый кузов укомплектован полупантографом, системой тягового электропривода для двигателей постоянного тока,системой отопления, кондиционирования салона, кабины, системами видеонаблюдения, информирования пассажиров и другим  оборудованием.

Капитальный ремонт тележек «ТТУ» может провести самостоятельно.

В связи с введением ограничительных мер в период распространения угрозы коронавирусной инфекции пассажиропоток значительно снизился. За 2022 год он уменьшился на 2,2% по сравнению с 2021 годом, и на  22,7% по отношению к аналогичному периоду 2019 года. До уровня 2019 года пассажиропоток до сих пор не восстановился.

Потеря дохода из-за снижения пассажиропотока составила: в 2021 году 317 052,0 тыс. рублей, в  2022 году - 365 082,0 тыс. руб.

По состоянию на конец января, из планируемых к выпуску по маршрутам 167 трамваев выходило только 137, что составляет 85%. По троллейбусам примерно такая же ситуация. Из 119 троллейбусов на маршрутах было задействовано только 91 (81%).

Мы прорабатываем с Минтрансом России вопрос о выделении 2 миллиардов рублей в рамках предоставления инфраструктурного бюджетного кредита на приобретение 34 новых трамвайных вагонов. Заявка предварительно одобрена», — заявил на совещании в правительстве Самарской области 6 февраля глава Министерства транспорта Самарской области Иван Пивкин.   

В июле 2023 года власти обещают появление 12 трамвайных вагонов. Их  закупили у белорусского производителя в прошлом году.