Сегодня в Самару в рамках празднования 400-летия Дома Романовых прибыла глава так называемого Российского императорского дома, Великая княгиня Мария Владимировна Романова. В областной столице она пробудет два дня, а затем отправится в Тольятти. В поездке княгиню будет сопровождать её сын, «наследник престола» Георгий.
Эту новость информационному агентству «Засекин» прокомментировал киновед, кандидат филологических наук Роман Черкасов.
- Я не изучал вопрос о том, насколько законно Мария Владимировна претендует на престол и на звание главы Императорского дома. Насколько я знаю, она была объявлена наследницей отцом Владимиром Кирилловичем Романовым, а сейчас объявила наследником своего сына Георгия. Не знаю, насколько обоснованы её притязания на данный титул, но в любом случае, даже если они более обоснованы, чем не обоснованы, это выглядит чистой воды самозванством. Она свободный человек и, конечно, может приезжать куда хочет. Может стоять молебен в церкви Святого Георгия Победоносца, может зайти в Центральный банк. Я не очень понимаю, почему руководство Центрального банка и АвтоВАЗа играет с ней в эти игры. То есть вопрос не столько в фигуре Марии Владимировны, а в том, зачем этот визит нужен принимающей стороне? Центральному банку это зачем? У меня довольно скептическое отношение к этому.
Понятно, что власти Мария Владимировна нужна, прежде всего, как символ. Дело в том, что первый визит императорского дома в изгнании был в начале девяностых. После распада Советского Союза он тоже был символическим. Но тогда этот визит имел другой месседж. А именно: «Мы, наконец, расстались с проклятым советским прошлым и сейчас обращаемся к корням». То есть мы не столько обязаны им следовать, сколько вспомнили, что у нас есть история. Тогда визит тоже был отвратительным. Даже люди, которые не любили советскую власть, отнеслись к нему крайне негативно. Их всюду возили. Маленький наследник бегал по шоколадной фабрике, набивал конфетами целый мешок, который ему дали с конвейера. То есть вёл себя как маленький, противный мальчишка. А сейчас месседж совсем другой. В девяностые годы нужно было людям объяснить, что частная собственность – это хорошо, и когда одни богатые, а другие бедные – это как бы нормально и ничего с этим не поделаешь. А теперь уже капитал в России вошёл в другую стадию и надо его защитить. В первую очередь защитить державную идеологию. Примечательно, что Мария Владимировна посещает не детские сады или детские дома. Церковь – это понятно. Но почему Центробанк и АвтоВАЗ? Это очень знаменательно. Потому что капитал и державная идеология идут вместе. И поэтому, мол, «не трогайте наши деньги и наш капитал». Весь державный дискурс сейчас просто рекрутируется властью на защиту сложившихся капиталистических отношений.