В социальных сетях жителей Самары и области появились сообщения, щедро приправленные фотографиями, о заморах рыбы на Волге. Плавающих по поверхности, лежащих на берегу и на дне мёртвых рыб находили на острове Зелененький, на Гавриловой поляне, в районе набережной и седьмой просеки. Было даже фото выбросившегося на берег осетра. Такие посты появляются уже не первый год. Как ранее писал «Засекин», рыба в реках буквально задыхается из-за активно «ворующих» кислород из воды сине-зеленых водорослей.

О том, единственный ли это фактор, приводящий к заморам, и о давности возникновения проблемы «Засекин» побеседовал с кандидатом биологических наук, председателем Центрального Совета Российской Зеленой лиги Сергеем Симаком.

— Эта проблема возникла около 60 лет, после строительства каскада волжских ГЭС, превративших реку в цепь прудов - водохранилищ, из-за чего снизилась скорость течения и полустоячая вода стала гораздо сильнее прогреваться. А кроме того, в связи с увеличением численности населения и развития промышленности в Волжском бассейне увеличилось и количество сбросов. За последние 30-40 лет стало играть роль увеличение количества фосфатных моющих средств - стиральных порошков, которые являются великолепным фосфатным удобрением для сине-зеленых водорослей. А азотные смываются в огромном количестве с полей. И вот в результате получается застаивающаяся теплая, хорошо удобренная вода. Естественно, в теплый период это не могло не приводить к развитию огромного числа сине-зеленых и диатомовых водорослей, потом к их быстрому отмиранию, естественно - они живут неделю-две, а потом их гниение, которое тоже забирает из воды кислород, в совокупности с жарой - ведь чем теплее вода, тем меньше в ней кислорода. Естественно, год на год не приходится. В годы, в которые подолгу стоит высокая температура, это проявляется сильнее, в более прохладные - слабее, но в целом сути это не меняет. – рассказывает эксперт.

По словам г-на Симака, про заморы то забывают, то опять вспоминают, делая эффектным поводом для материалов в СМИ. Но пока Волга представляет собой цепь прудов – все так и будет продолжаться. Впрочем, уменьшить заморы можно.

— Ожидать принципиального изменения ситуации не стоит. Хотя можно, например, запретить фосфатные моющие средства, как давно сделано в Евросоюзе, и повысить уровень культуры сельского хозяйства, это хотя бы отчасти уменьшит остроту проблемы. Очистные канализационные сооружения сейчас не спасают ситуацию, так как они направлены на извлечение в основном органики, а азот и фосфор извлекаются слабо и в огромном количестве попадают в Волгу. Чтобы извлекать из воды азот и фосфор, нужны дополнительные, гораздо более дорогие химические технологические процессы. Количество азота, смываемого с полей, теоретически можно уменьшить, но для этого у нас пока недостаточно высокая культура сельского хозяйства. Азотное удобрение, в основном селитру, самый дешевый вариант, валят на поля в больших количествах и зачастую "на глазок". Естественно, растениями все не усваивается, и часть вместе с грунтовыми водами попадают в Волгу. Если у нас последуют примеру израильских аграриев и перестанут вносить минеральные удобрения на глазок, тогда и в Волгу перестанут эти удобрения попадать в таком количестве и вызывать столь бурный рост водорослей и прочие негативные процессы. – пояснил наш собеседник.