В Самарской области случился очередной массовый замор рыбы. По свидетельству очевидцев, вся береговая линия пляжа в 8-м квартале Тольятти была усеяна мертвыми окунями, судаками и ершами. 

Если не считать случая на реке Тростянке, где причиной замора послужили выбросы с местного свинокомбината, то это уже второй серьезный эпизод за июль. Ранее очевидцы также сообщали о менее значительных заморах. 

О причинах массовой гибели рыб «Засекин» побеседовал с кандидатом биологических наук, почетным доктором наук Международной и Российской академий естествознания, членом-корреспондентом Российской экологической академии Анатолием Виноградовым.

Оказалось, что если некие химические выбросы и присутствовали, то в любом случае это не главная причина происходящего. 

— Этот сезон начался с уменьшения [уровня] воды в Волге. Сначала в этом обвиняли только ГЭС, которая повела себя несколько эгоистично, думая только о себе, а не обо всей реке. Может быть, у них была неправильно собрана информация, но, в общем, воды не хватало как всей реке, так и в другим водоемам. Как текучим, так и стоячим. Более того, отмечены такие же случаи по всей планете. Это следствие глобального потепления и, к тому же, еще какие-то не вполне изученные явления внутри нашей планеты. Возможно, еще и космические, — рассказывает ученый. 

Значит, все же предположение о природном происхождении постигшего великую реку обмеления, возможно, всё же имеют под собой какую-то основу. Но это только общие моменты, а дальше начинаются нюансы. 

— Любое водохранилище — это озеро. Саратовское водохранилище, от Жигулевской ГЭС и ниже до следующей плотины, где стоит город Самара — этот участок считался наиболее приближенным к речным условиям. Когда уменьшилось количество воды, он стал больше похож именно на водохранилище, по-украински «водосховище» или «водогноилище», и превращается в озеро, в болото. Поэтому, когда одна естественная экологическая система меняется на другую, смещение баланса, природного равновесия, вызывает вспышку каких-то наиболее сильных компонентов. Обычно это наиболее древний компонент — сине-зеленые водоросли или циании. Это не просто водоросли — они предки водорослей, скорее относящиеся к царству бактерий, очень крупных и очень древних, появившихся еще при зарождении жизни. Они начинают давать вспышку численности, биомассы и выделяют ядовитые вещества, которые не выносят рыбы и другие водные позвоночные и беспозвоночные животные. 

Конечно, очевидцы замора в Восьмом квартале утверждали, что вода в реке не цвела, но учитывая ее ширину на этом участке, аномальный прирост протоводорослей мог быть незаметен без дополнительных технических средств. 

Экологическую катастрофу собеседник «Засекина» не прогнозирует. По его словам, все еще может восстановиться. 

— Бороться с цианиями бесполезно, нужно сохранение первоначальной природной среды. На будущий сезон это смещенное равновесие должно возвратиться, если в следующем году не сложится аналогичная ситуация. Это [работает] по принципу маятника, в один-два-три года эта система придет в норму. Нужно только, чтобы там было то же самое количество воды, которое было до настоящего момента, — подытожил г-н Виноградов.