Совет директоров ОАО «Группа Компаний «Русагро» заморозил самарский инвестиционный проект. Ранее агрохолдинг планировал инвестировать около 1 млрд долларов в АПК региона. Предполагалось, что компания запустит восемь свинокомплексов, каждый мощностью более 100 тыс. голов, и перерабатывающие предприятия. По словам генерального директора ГК Максима Басова, планы компании изменились из-за падения цен на продукты животноводства, повышения рисков импорта и неодобрения программ компании в Министерстве сельского хозяйства РФ.
Эту новость порталу Засекин.Ру прокомментировал руководитель самарского регионального отделения «Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив», депутат Самарской губернской думы IV созыва Руфиль Ибрагимов.
- То, что компания «Русагро» сворачивает свою деятельность в Самарской области, было ожидаемо, потому что ни один федеральный оператор здесь надолго не задерживался. Это, наверное, местная особенность ведения бизнеса. Почему-то крупные федеральные корпорации, особенно сельскохозяйственные, традиционно не могут найти общий язык с губернскими властями.
Все крупные операторы, пытаясь зайти на региональный рынок, начинают просить для себя какие-то серьёзные преференции: это бюджетные гарантии, содействие со стороны правительства области, обеспечение длительных и дешёвых кредитов, послабления в налоговой политике, обеспечение землёй и инфраструктурными объектами и так далее. Таких сладких условий мы не создаём и для местных компаний. То, что хотят федералы, - это молочные реки с кисельными берегами. Естественно, этого им никто предоставить не может.
Что касается рынка свинины, я знаю, что отечественные производители сейчас не могут обеспечить жителей России в полном объёме, а значит, рынку есть, куда расти. Я бы не сказал, что это производство нерентабельное. Есть множество примеров предприятий, которые работают, получают прибыль, развиваются, в том числе и в Самарской области. Говорить о том, что падает рентабельность свиноводства нельзя. Я думаю, что это попытка «Русагро» сделать хорошую мину при плохой игре, оправдать то, что их попытки и затеи оказались неудачными.
- Компания «Русагро» пришла в Самарскую область по инициативе Николая Меркушкина. Провал проекта каким-то образом может отразиться на имидже губернатора? Он не смог пролоббировать интересы самарского АПК?
- Губернатор – не царь, он не может своим широким жестом обеспечить условия для ведения бизнеса для какой-то конкретной компании. Есть другие компании, влиятельные группы, которые это видят и понимают. Это будет неправильно, если для одной компании будут создаваться особые условия, это ущемляет интересы других компаний. Хотя мы можем видеть примеры, когда какие-то компании уже получают какие-то привилегии из-за того, что сотрудничают с новой властью. Но у «Русагро» есть множество недоброжелателей и соперников, которым не очень нравится усиление компании на рынке не только в Самарской области, но и в России.
Основным препятствием, я думаю, стало то, что компания не смогла получить федеральные деньги на реализацию инвестиционного проекта. Возможно, не хватило лоббистских способностей, как со стороны самой компании, так и со стороны губернатора. Хотя, думаю, губернатор и не пытался выбивать для частной компании федеральные деньги.