В прошлом месяце с конвейера ОАО «АвтоВАЗ» сошло всего 22,9 тысячи автомобилей, что на 51% меньше, чем в мае 2012 года. Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров связывает критическое снижение производства с падением продаж автомобилей в целом по России, а ряд экспертов – с проблемами модернизации производственных мощностей автогиганта.
Эту новость для портала Засекин.Ру прокомментировал президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов» Дмитрий Яковенко.
- Снижение объёмов производства – это реакция завода на баланс спроса и потребления. Тогда можно говорить вот о чём. Я ещё года полтора назад говорил, что программа правительства по утилизации старых автомобилей – это палка о двух концах. С одной стороны, она помогла АвтоВАЗу выжить в тот сложный момент. С другой стороны, она подстегнула определённое количество людей со средним достатком, которые обыкновенно покупают автомобили эконом-класса, к смене старого автомобиля на новый. Мы и телевизор каждый год не меняем, а автомобиль обычно берётся на годы. Подход у нас такой. Так вот насыщенность рынка именно теми автомобилями, «совкового» типа, имеет место. То есть в результате программы по поддержке отечественно автопрома, реализованной правительством, значительная часть потенциальных потребителей АвтоВАЗа в ускоренном порядке приобрела автомобили. Перед кризисом и во время кризиса имела место затоваренность рынка. Тогда и у дилеров, и у заводов скапливалось какое-то количество нереализованных автомобилей. Благодаря программе правительства, они были реализованы. Теперь спрос на них, естественно, упал.
Говорить о том, что АвтоВАЗ не прибылен, неправильно. То, что прибыль используется нерационально – это да. Об этом уж сколько говорилось и писалось: топ-менеджеры АвтоВАЗа зачастую получают больше, чем их коллеги за рубежом. Мы видели, как эти топ-менеджеры приходили на отработку определённых позиций собственника завода. Говорить об интересах производства в такой ситуации сложно. Какие интересы производства отстаивал бывший губернатор Артяков? Это вопиющий пример.
Меня ещё кое-что беспокоит. У АвтоВАЗа теперь есть зарубежный инвестор. У меня создаётся впечатление, что и российские, и зарубежные крупные инвесторы стараются не инвестировать деньги, а инвестировать идеи, а потом, взяв в свои руки контрольный пакет управления предприятием, стараются это предприятие заставить брать те деньги, которые, по логике, должны были вложить сами. В Гражданском кодексе есть статья, посвящённая простому товариществу. Там сказано, что вкладом в общее дело простого товарищества могут быть деловая репутация, деловые связи, идеи. Главное, чтобы эти товарищи вместе собрались и сказали, что рыночная цена этих деловых связей такая-то. Вот я уже начинаю опасаться того, что, к примеру, господин Вексельберг пришёл в наш регион не с деньгами, а с идеями и деловыми связями, а мы будет рассчитываться.