В прошлом месяце с конвейера ОАО «АвтоВАЗ» сошло всего 22,9 тысячи автомобилей, что на 51% меньше, чем в мае 2012 года. Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров связывает критическое снижение производства с падением продаж автомобилей в целом по России, а ряд экспертов – с проблемами модернизации производственных мощностей автогиганта.
Эту новость порталу Засекин.Ру прокомментировал директор трастовой компании «Технология управления» Алексей Ульянин.
- Насколько мне известно, для летнего периода характерно активное приобретение транспортных средств. Спад наблюдается, напротив, к концу года и началу следующего. Я не вижу никаких объективных факторов снижения спроса на автомобили. Разве было резкое снижение дохода россиян? Или стали недоступны автомобильные кредиты? Ничего этого нет, и я лично не вижу никаких предпосылок для снижения спроса на автомобили вообще.
А сокращение спроса на продукцию АвтоВАЗа происходит объективно. Происходит замещение отечественных автомобилей иномарками. Потребитель делает свой выбор с точки зрения соотношения цены и качества. То есть голосует рублём. И выбирает иномарку. Нашим машинам объективно тяжело конкурировать с иномарками.
Что касается политики государства в отношении АвтоВАЗа, на мой взгляд, она оправдана, учитывая, что это крупное градообразующее предприятие, которое обеспечивает рабочими местами достаточно большое количество жителей Тольятти, которое обеспечивает налоговые отчисления. Поэтому не поддерживать АвтоВАЗ нельзя. Насколько эффективны эти меры поддержки, насколько эффективна трата ресурсов, которые выделяются на модернизацию – а мы периодически слышим о том, что АвтоВАЗ получил столько-то миллиардов на это, столько-то миллиардов на то – сложно сказать. Этим должны заниматься аудиторы и давать объективные заключения.
Учитывая конкурентную среду между производителями автомобилей, АвтоВАЗ не сможет работать в режиме самоокупаемости, не говоря уже о прибыльности, в ближайшей перспективе. Конечно, АвтоВАЗ нуждается в поддержке. Нельзя забывать, что это не просто коммерческая организация. АвтоВАЗ несёт достаточно серьёзную социальную нагрузку, которую кроме него нести никто не может. Поэтому я не вижу ничего плохого в том, что государство предпринимает некоторые меры протекционизма. Однако у меня появляются некоторые опасения, когда регулярная финансовая помощь не несёт, насколько я могу это видеть, за собой каких-то существенных изменений. Поддержка, да, нужна, но вместе с тем нужно расставлять определённые рамки, проверять эффективность работы менеджмента, проверять номенклатуру выпускаемой продукции, ценообразование, затраты и так далее.