В окрестностях Самары случились сразу два крупных пожара на островах в русле реки Волги. В субботу горел остров напротив Мастрюковских озёр, а в воскресенье – остров Поджабный. В общей сложности пожары захватили территорию площадью порядка 3,5 гектаров. По прогнозам синоптиков, в губернии в ближайшие десять дней ртутный столбик не будет опускаться ниже 30°C.
Эту новость для портала Засекин.Ру прокомментировал сопредседатель совета Международного социально-экологического союза, член Общественных палат России и Самарской области Сергей Симак.
- Самарская область очень слабо подготовлена к пожароопасному периоду. Ликвидация лесных пожаров – это функция департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области.
Департамент старается, насколько мне известно, делать то, что может. В частности, в рамках противодействия лесным пожарам вводится ограничение посещения людьми лесов Самарской области. Однако если говорить объективно, то возможностей департамента для этого недостаточно. После того, как была проведена реформа лесного хозяйства, количество сотрудников лесного хозяйства было сокращено в разы, а количество лесников – почти в десять раз. То есть лесников почти не осталось, а те, что остались, получают копеечные зарплаты, и о качестве их работы говорить тяжело. Кроме того, у лесника практически нет полномочий. У него нет возможности составлять протокол, наказывать нарушителя, задерживать до выяснения личности. Поэтому «продвинутый» нарушитель может просто плевать на требования лесника, даже если тот ему повстречается. Но это не первая проблема. Первая проблема – лесника просто нет.
До сих пор в Самарской области отсутствуют санкции за нарушение правил поведения в лесу в пожароопасный период. Сейчас, кстати, Государственная дума обсуждает введение таких штрафов в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Это одно из немногих разумных дел, которые Дума может сделать. Но так как оно разумное, есть большая вероятность, что Дума его не сделает.
Ситуация с противодействием лесным пожарам в Самарской области сложная. Радикально лучше в ближайшее время она не станет. Но она могла бы стать лучше, если бы профильное министерство шире взаимодействовало с общественными организациями.
Часть лесов находится в ведомстве муниципалитетов. За леса, которые входят в федеральный лесной фонд, отвечает министерство. После того, как несколько лет назад было изменено законодательство, часть лесов – огромные территории лесов – оказались в управлении муниципальных структур. А муниципальные власти к такой работе подготовлены на порядок хуже, чем региональные. В администрации Самары была создана структура, которая отвечает за лесное хозяйство. Просто в силу того, что постоянно этим занимаюсь, я однажды про неё слышал. Вот всё, что я могу сказать про эту структуру.
Я также не вижу эффективной информационной кампании, которая могла бы доносить до людей, что необходимо ограничить посещение лесов.