Губернатор Николай Меркушкин вернулся в пятёрку самых влиятельных глав российских регионов. Соответствующий рейтинг по итогам апреля опубликовала «Независимая газета». Эксперты связывают улучшение его позиции с активизировавшейся имиджевой кампанией губернатора. Частью этой кампании называют и недавний чартерный вояж главы региона с самарскими блогерами в столицу Мордовии Саранск.
Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировала одна из участниц поездки, главный редактор журнала «Performance» Татьяна Самойлова.
- Злые языки говорят о том, что поездка блогеров в Саранск была частью пиар-кампании, осуществлённой весьма одиозными самарскими политтехнологами. Так ли это?
- Меня пригласили накануне поездки, которая должна была состояться 9 мая, в День Победы. Моё приглашение, скорее всего, было чистой случайностью. По крайней мере, о моей ангажированности не может быть и речи. Хочу, кстати, напомнить, что не зарабатываю в социальных сетях, а просто пишу о том, что мне интересно. Более того, я искренне надеялась найти хоть какие-то недостатки, о которых трубили те, кто пытается дискредитировать губернатора Николая Меркушкина.
- Как вы объясняете общую и неестественно форсированную комплиментарность постов участников этой поездки?
- Если даже это был пиар-ход, то он вполне удался: люди приехали и увидели всё собственными глазами. Увидели чистый, ухоженный город, ровные, как струна, дороги, жилые районы, построенные для ветеранов Великой Отечественной войны, для молодых семей. Город для жизни. Вообще, Саранск читается как книга постановлений правительства и указов президента: всё скрупулезно исполняется. А у нас, например, отрапортовали ещё в 2010 году, что выполнили программу обеспечения жильём ветеранов, хотя вместо 30 тысяч человек сертификаты получили лишь 2,5 тысячи. А ведь за каждым таким сертификатом - судьба человека, защитника Отечества. Мы привыкли к тому, что чиновники не считают нас за людей. Поэтому простое участливое отношение губернатора, который не просто любезно предоставил нам свой самолет, узнав, что мы собираемся ехать в Мордовию, но и лично сопровождал в поездке по городу, вызвало шок. Я с трудом представляю себе нечто подобное при Артякове.
Мы побывали на строящихся к чемпионату мира объектах, увидели роскошные спортивные комплексы, где дети занимаются бесплатно.
Попробовали местные продукты питания. К примеру, вот такая маленькая деталь: я уже лет 10 не видела 82-% сливочного масла, а там его продают. А то, что мы с вами едим здесь, состоит из растительных масел.
Думаю, что участвовавшие в этой поездке блогеры писали абсолютно искренне, писали, как умеют - не все же, в конце концов, филологи. А оценивать поездку они были вольны, как им заблагорассудится, нам не поступало никаких инструкций. И всё, что произошло, сработало, вольно или невольно, на формирование положительного имиджа губернатора, нравится это кому-нибудь или не нравится.
- Какое впечатление произвели на вас Саранск и общение с Николаем Меркушкиным? Отметили ли вы в этой поездке хоть что-то достойное критики?
- Саранск показался мне каким-то почти инопланетным городом, примером того, как можно среди планетарного хаоса выстоять и сохранить лицо, национальную и культурную идентичность. Он другой, и его нельзя даже сравнивать с Самарой, население которой чуть ли ни в пять раз больше. Любой мегаполис - это территория, не слишком подходящая для жизни, поэтому уж что есть, то есть...
Бывший глава Республики Мордовия Николай Иванович Меркушкин тоже другой. И в этом его сила и слабость одновременно. Кто-то считает его чужим, а кто-то встанет рядом и постарается помогать ему во всём, и я надеюсь, что последних будет большинство.
Что меня удивило? Мне показалось, что город создавался как лакированная картинка или витрина супермаркета: много блеска, некоторая вакханалия цвета, не всегда оправданная с точки зрения масштаба и архитектурного облика застройка. Какая-то пугающая стерильность: отсутствие бомжей и бродячих животных. В связи с чем вспомнилось прочитанное сегодня в рассказе «Река Потудань» Андрея Платонова: «Придётся, видно, ему, старику, взять к себе хоть побирушку с улицы — не ради семейной жизни, а чтоб, вроде домашнего ежа или кролика, было второе существо в жилище: пусть оно мешает жить и вносит нечистоту, но без него перестанешь быть человеком...».
Удивило отсутствие объектов современного искусства - все скульптуры, элементы наглядной агитации и информации выполнены в стилистике соцреализма.
И ещё - здесь нет оппозиции: на акции, говорят, приходит не более 9 человек.