Самарский метрополитен будет носить имя Почётного гражданина Самары, одного из первых вратарей футбольной команды «Крыльев Советов», созданной в мае 1942 года, и самого известного «мэра Куйбышева», который в течение 18 лет был председателем городского исполкома Совета народных депутатов, Алексея Росовского.
Такое решение было принято 7 мая на заседании топонимической комиссии самарской мэрии. Об этом экспертному порталу Засекин.Ру рассказал член комиссии, доктор исторических наук Глеб Алексушин.
- В 2010 году топонимическая комиссия выступила с инициативой – назвать одну из улиц в честь Алексея Андреевича Росовского в микрорайоне Волгарь – и приняла соответствующее решение. Но поскольку значимость этого человека намного выше, чем именование одной улицы, потому что половина города построена именно благодаря его усилиям, мы приняли решение не ограничиваться этим. И тогда же, в 2010 году, было принято решение о наименовании безымянного пространства возле кинотеатра «Шипка» площадью Росовского. На волне этих предложений группа ветеранов, которые хорошо знали Алексея Андреевича, выступила с инициативой одну из станций метро назвать в его честь. Но я был противником подобного подхода и предложил не мелочиться и назвать весь метрополитен в его честь.
- Почему именно в его честь?
- В 1967 году, когда появился миллионный житель города Куйбышева, а по нормативам тех лет город миллионник, и только миллионник, имел право на строительство метро, Алексей Андреевич и Владимир Павлович Орлов, первый секретарь обкома партии, сразу же поехали в Москву и стали пробивать получение нашим городом метрополитена. Далее последовало 20 лет тяжелейшего труда Росовского, и в 1987 году метрополитен был открыт. Если бы ни он, в нашем городе метрополитена не было бы, потому что усилия, которые нужно было приложить для этого, слишком значительные. Причём он занимался метрополитеном, уже не будучи главой города, после того, как в 1982 году он покинул пост председателя горисполкома, работая в департаменте транспорта, он ещё пять лет продолжал пробивать эту тему. Росовский – это человек, который не просто сказал «Я хочу, чтобы в Самаре было метро», а сделал метро.
- Когда метро будет переименовано? Эта информация была озвучена?
- Информации об этом нет и не может быть, потому что она конструируется событийным процессом. Формально мы прошли только первую стадию этого процесса: топонимическая комиссия приняла решение, дальше идёт вторая стадия – подготовка постановления главы города, этим занимается департамент строительства и архитектуры, третий шаг – подписание и опубликование постановления, и только после этого желаемое сможет стать реальностью. Пока это только пожелание топонимической комиссии, но поскольку глава города голосовал «за», и в дискуссии, которая развернулась в ходе заседания, показал своё положительное отношение к предложению, я думаю, что это вопрос времени, а не сути.
Есть ещё четвёртый этап, наиболее проблемный. Я так понял по настроениям представителей метрополитена, что они не слишком рады подобному решению, так как видят связанные с ним финансовые затраты. Сейчас по сути дела решение ещё не до конца принято, глава города взял отсрочку. Одобрение есть, но это не протокольное решение комиссии. Глава попросил представить ему в течение двух недель смету, бизнес-план по переименованию метрополитена: во что это выльется, сколько понадобится заменить документов, сколько табличек, сколько будет стоить эта работа. Если город будет в состоянии поднять эту стоимость, мы пойдём по этому пути. Поскольку метрополитен – это муниципальное предприятие, я думаю, что все вопросы решаемы.