Закон, по которому выборы муниципальных депутатов будут теперь осуществляться только по одномандатным округам, принят Самарской губернской думой, сообщает «Самарское Обозрение». 

Раньше любое муниципальное образование региона само решало, как именно ему организовывать выборы: только по партийным спискам, только по одномандатным округам, либо (наиболее распространенный случай) в смешанном порядке. Теперь же так не получится. 

О новом региональном законе «Засекин» побеседовал с депутатом Губдумы, председателем комитета по местному самоуправлению Михаилом Матвеевым. Он считает, что по теории местного самоуправления это верный шаг, но есть нюансы. 

– Плюсы в том, что избирательные округа уменьшаются и, соответственно, для, условно говоря, простых людей возможность прохождения в депутаты увеличивается. Потому что меньше денег надо для того, чтобы работать по меньшему округу. Я считаю, что способ выборов по одномандатным округам действительно укрепляет связь между депутатами и избирателями. 
Минус же в том, что политический портрет представительного органа, который избран только по одномандатным округам в условиях небывалого административного ресурса, который в России применяется властью, даже близко не соответствует политическим предпочтениям граждан, которые бы отразил любой социологический опрос. Представительные органы, избираемые только по одномандатным округам, имеют тенденцию быть менее оппозиционными. Достигается это за счет мощного применения административного ресурса. То есть на практике эти минусы очень сильно превалируют над плюсами. 

Следуя логике собеседника «Засекина», такую систему могут начать вводить и в других регионах, так как, пожалуй, ключевой момент здесь именно в снижении оппозиционности. Кроме этого, напомним, что некоторые наблюдатели считают полностью одномандатную систему выборов лазейкой для стремительно теряющей популярность «Единой России», чтобы не потерять своего влияния в муниципальных представительных органах. Поэтому получается, что правильная с точки зрения теории система работать будет, скорее всего, не на избирателей, а на властную вертикаль, которую, вероятно, дополнительно укрепит изменение Конституции.