Около года в Самаре существует проект «Scratch You», куда приглашаются все, интересующиеся скретчами. По просьбе «Засекина» Матвей Горячев поговорил с основателем проекта Женей Семиным (DJMone) и расспросил его о различиях между диджеингом и скретчингом, а также о том, зачем ходить на вечеринки «ScratchYou», чему там можно научиться и какой звук Самары лучше всего заскретчить.

 

- Расскажи о своем проекте «ScratchYou»?

- Все началось с того, что я сам занимаюсь скретчингом порядка 5 лет, и все время находился в некоторой изоляции, так как я никого не знал, источников информации по теме практически не было. Я учился по видосам, и мне хотелось с кем-то мутить. Есть такие скретч-команды – Birdy Nam Nam, C2C, Beat Junkies, ISP, когда несколько стретчеров играют вместе. Один делает бит: «Тыщ-ты-ты-тыщ, ты-ды-ты-ты-тыщ». Другой трубу: «Пам-парам-рам, ту-ду-ду, пам-парам-рам». Третий делает какой-нибудь эффект, и получается полноценная музыкальная группа из диджеев. Мне это очень нравилось, вдохновляло, но не с кем было это воплощать в жизнь. Поэтому я решил создать свое место, в котором люди обмениваются опытом, джемят, учатся друг у друга, общаются и вообще могут узнать о виниловой культуре больше и, может быть, что-то создать. В мое время таких мест с бесплатными вертушками не было, и вечеринок, где тебе показывали, что и как делать, тоже не проводилось.

- Что такое «ScratchYou» - школа скретчинга, площадка для общения или что ещё?

- «Scratch You» – это место, где можно узнать об отдельных элементах стиля, пообщаться, пофристайлить, посоревноваться, просто провести время. Сейчас серьезно занимающихся людей нет, и это все смахивает на школу скретчинга. На самом деле это не совсем так: приходя раз в неделю на встречи, серьёзно скретчить не научишься. Помимо этого нужно иметь комплект оборудования дома, под рукой и усердно тренироваться.

- Сколько минимально нужно заниматься, есть ли у вас своя программа?

- На «Scratch You» нет строго определённого курса, это не школа, все достаточно свободно.

- А чему же я тогда научусь?

- Конечно, сначала тебе покажут пластинку, проигрыватель, научат простым движениям: baby scratch – это два движения вперед и назад. Ты сперва будешь работать с базовыми элементами скретчинга, потом с более сложными, потом с использованием кроссфэйдера, и дальше будешь подниматься, как по ступенькам. Baby scratch, потом cut, потом stab и так далее. Правда, не очень просто овладеть в контексте «Scratch You» техникой, потому что на одну вертушку приходится по несколько человек, которые тоже хотят попробовать. Поэтому очень важна работа дома.

- А почему ты полноценную школу не откроешь?

- За 5 лет не было такого количества людей, которых бы хватило для долгосрочного обучения.

- Вы предупреждаете посетителей своих вечеринок, что вы их научите определённой технике звукоизвлечения, но после курса они не смогут свести ранний «Коловрат» и «Крафтверк»?

- Сведение это немного другое.

- Я думал, что скретч - это такое украшение, которое помогает тебе выйти красиво на следующий трэк.

- Его можно по-разному использовать. Можно использовать как украшение при сведении или в рамках отдельной дисциплины, которая является частью общей культуры – turntablism’a. На «Scratch You» я делаю акцент именно на turtablism’е, то есть на скретчинге, бит-джаглинге (жонглировании битами). Допустим у трэка одна структура, а я ее меняю с помощью разных инструментов-фишек, основанных на скретче. Обычный дидж ставит трэки, заводит толпу, а здесь мы показываем свои умения, владения техникой!

- И поэтому scratch-выступления идут минут 40, а сэты по 3-4- часа?

- Не совсем. Для меня пример – соревнования DMC, когда участники готовят свои выступления вообще по 6 минут! Композиции сводятся так быстро, что трэк может играть лишь несколько секунд и быть изменённым до неузнаваемости. Еще важно делать свою программу не только технично, но и музыкально. Вот. Под такое тяжело танцевать, это шоу, его интересно наблюдать.

- К какой судьбе вы готовите гостей «ScratchYou». Кем они будут? Шоуменами, кокаиновыми диджеями, любимцами женщин?

- Готовиться к судьбе каждый должен сам. На месте наших посетителей я бы готовился к соревнованиям, так как это сильно мотивирует. Старался бы сделать свой сэт максимально интересным с помощью скретчинга и битджаглинга, тщательно продумывая программу.  Скретчеры все время в поту работают, а обычные диджи расслабленные: 7 минут один трэк, 7 минут другой.

- А сколько стоит у вас заниматься?

- Бесплатно.

- Вы обучаете людей тому, как выбирать трэки, вкусу и стилю, или приходят такие, как я, чтоб заскретчить «Коловрат» с «Крафтверком»?

- У нас диктатура (смеется – ред.), я включаю луперы на компе – зацикленные биты для скретча, и ты что-то делаешь под них, а не под свой любимый «Коловрат». А вообще мы открыты для экспериментов, здорово, если придет какой-нибудь битмейкер, и мы все вместе будем джемить под его творчество.

- Как ты определяешь для себя, что именно этот звук надо зациклить, по-новому воспроизвести его?

- Все само делается. Скретчинг – это язык, пользуясь которым, ты создаешь новые комбинации. Чем больше элементов ты знаешь, тем больше слов ты используешь. Твоя речь, скретчинг, становится разнообразной и красочной, людям интересно тебя слушать. Ты можешь менять элементы местами, работать со скоростью, ритмами, делать триолями, четвертыми, восьмыми, у тебя появляются больше возможности для продолжения сюжета твоей композиции или разговора. А когда ты знаешь мало элементов, то думаешь: «Чет скучно, да и это не получается, пойду пивка выпью».

- Какой для Самары самый характерный звук, который ты бы заскретчил?

- Река. Морские звуки, гудок парохода.

- Где тебя можно послушать?

- Вот здесь, например - http://www.youtube.com/watch?v=64e7PUQynBQ#t=24

- Если бы не вертушки, на чем бы ты хотел научиться играть?

- Круто делать самому трек от и до, поэтому приходят на ум мультиинструменталисты всякие. Как-то на гитаре разучивал песню одну, какого-то классического композитора, её потом «Аквариум» перепел, там про животных, сады – что-то такое.

Беседовал Матвей Горячев