Культура

Школьный спектакль международного уровня

26 лет дружбе городов-побратимов Самары и немецкого Штутгарта. Приехавшие по этому поводу в Самару немецкий режиссер Кристиан Дуда и актер Себастьян Вайнгартен, который является еще и руководителем театра «Ренитенц», поставили с самарскими и штутгартскими школьниками спектакль «Значит существую?». Показ прошел на отлично, удивив зрителей, как игрой ребят, так и глубоким замыслом режиссера. Очередная встреча с немецкими театральными деятелями дала всем многообразный и положительный опыт.

Школьный спектакль международного уровня

В Мраморном зале Художественного музея состоялся единственный показ спектакля Кристиана Дуда «Значит существую?». Актер Себастьян Вайнгартен вместе с самарскими и штутгартскими школьниками представил сложную философскую пьесу на немецком языке. Проект проходил в рамках 26-летней годовщины дружеских отношений между городами-побратимами Самарой и Штутгартом. 

В этом году дружба городов-побратимов Самары и Штутгарта стала поводом для интересного театрального проекта. Из Берлина в Самару прибыл драматург Кристиан Дуда со своей философской пьесой «…Also bin ich!». Из Штутгарта вместе с двенадцатью учениками гимназии имени Лейбница приехал актер и руководитель театра «Ренитенц» Себастьян Вайнгартен. В Самаре гостей с нетерпением ждали ученики гимназии № 4. Именно совместная работа самарских и штутгартских лицеистов под пристальным руководством профессионального режиссера должна была продемонстрировать условность языковых и культурных границ в искусстве и стать очередным узлом дружеских отношений между городами. 

В течение 20 дней шла активная подготовка к выступлению. Волнение усиливал факт, что для премьеры был выбран Мраморный зал Художественного музея. Пространство музея добавляло мероприятию торжественности, вместе с этим волнение и чувство ответственности среди актеров возрастали. 

И вот в назначенный день все пространство зала было разделено на две части. Импровизированное пространство сцены находилось в дальней стороне зала – без какого-либо помоста и ограждений. От сцены практически до самых дверей тянулись длинные ряды стульев, разделенных узенькими проходами. Такого количества гостей музей не принимал давно. 

После длинных речей и клятв в вечной дружбе между Самарой и Штутгартом началось представление. Юные актеры вышли на сцену и сели по кругу. Через несколько мгновений в середину круга вышел Себастьян Вайнгартен. Именно он в этот вечер взял на себя ответственность сыграть главную роль в пьесе – пожилого мужчину, размышляющего о реальности окружающего мира. 

Название пьесы «…Also bin ich!» переводится как «Значит существую?», отсылая к знаменитому утверждению Рене Декарта Cogito ergo sum. Но главный персонаж пьесы ставит под сомнение реальность окружающего мира. Остальные актеры, 24 лицеиста из Самары и Штутгарта, влетают в действие или как воспоминания, или как мысли самого героя. Они доводят его, злят, изматывают, обижают. Пока все не заканчивается смертью персонажа и коллективным селфи на его фоне. У каждого актера свои реплики, свое настроение, образ. Они собираются в группы и поочередно, как волны, накатывают на персонажа, полностью порабощая его. 

Весь спектакль длится около сорока минут и идет на немецком языке. Его основа – не столько действие, сколько текст. Именно в словах заключается нить повествования. Декораций к спектаклю нет, специальных костюмов тоже. Есть только мелодика немецкого языка. Спектакль абсолютно точно обладает своим ритмом: в нем практически нет тишины. Постоянно звучат отточенные фразы. Один монолог заканчивается, его тут же подхватывает другой. Хаос голосов, в которых иногда проскальзывают русские слова. Лишь у одной девочки был мини-монолог на две минуты на русском, но он выходил за рамки повествования, был лишь ремаркой, чтобы уйти от образа идеального представления. В нем девушка рассказывала, что ей не дали монолог, так как весь спектакль на немецком, а она редко поднимала руку на уроках, поэтому она специально сейчас болтает, ведь режиссер все равно не поймет, о чем она говорит. 

Конечно, впечатляет, как дети чеканят сложный немецкий текст, примеряют довольно жесткие образы и не пропадают в этой сложной и довольно мрачной философской пьесе. Как рассказал директор гимназии № 4, это уже не первый проект, основанный на сотрудничестве с немецкими театральными деятелями. Но в этот раз в работу была взята действительно очень сложная и специфическая пьеса. 

Представление в этот день удалось. Гимназисты приятно удивили своими актерскими способностями, спектакль имел четкую структуру и свою мелодичность, основанную только на языке. Для зрителей, которые плохо знали немецкий, спектакль не потерял своего очарования, за что отдельное спасибо режиссеру. 

Про то, что этот проект дал школьникам, даже говорить излишне. Это не только языковая и сценическая практика, новые друзья, гордость родителей, но и колоссальный эмоциональный опыт. После пятиминутных оваций юные актеры еще долго благодарили Кристиана Дуда и Себастьяна Вайнгартена. 

Довольно ответственно, когда после четвертьвековой дружбы между Самарой и Штутгартом силы и интерес в сотрудничестве обратились именно на молодое поколение. Это гарантирует хорошие от ношения как минимум еще на сорок лет вперед.

Автор: Ксения Гаранина.

Опубликовано в газете «Культура. Свежая газета» №14 (143) октябрь 2018.

    03 ноября 2018, 09:49 3467 0

    Теги: Самара, Штутгарт, города-побратимы, Художественный музей, спектакль, школьники, Кристиан Дуда, Себастьян Вайнгартен, театральная постановка,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше