100-й сезон Сызранский драматический театр имени А. Н. Толстого открыл премьерой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в постановке главного режиссера театра Олега Шахова.

Драматургию Гоголя на сцене как только не интерпретировали – и в контексте «натуральной школы», и с сатирическим началом, и с фантасмагорией, и с гротеском. Репетируя «Ревизора», режиссеры, не пересказывая хрестоматийно известный текст и не повторяя изысков своих предшественников, как правило, стараются самовыразиться в поиске новых форм. 

Олег Шахов попытался максимально приблизиться к духу гоголевского мистического реализма. Притом, что в сызранской труппе не так много мужчин. Если говорить откровенно, их не хватает для полноценного распределения ролей. Не удивительно, что в спектакле отсутствуют лекарь Гибнер, отставные чиновники Люлюков, Растаковский, Коробкин, частный пристав Уховертов, полицейские Держиморда, Свистунов, Пуговицын, многочисленные купцы, мещане, помещики, а Никита Улитин играет и слугу Городничего, и Трактирного слугу. 

Текст пьесы сокращен режиссером предельно корректно. Не всегда корректно работают с этим текстом артисты – одни до обидного часто сбиваются в свойственном премьерным показам волнении, другие зачем-то вставляют собственные словечки и даже фразы. 

Фантастика и гротеск в сочетании с комедийным началом, вплетение во внешне реалистическое повествование мистической подоплеки с целым пантеоном нечистой силы – в этом у Гоголя в русской литературе равных нет. Олег Шахов об этом помнит и потому выводит на сцену двух бессловесных, дьявольски подхихикивающих, пластически многоплановых существ (в программке они представлены как Инкогнито – Татьяна Костюнина и Оксана Аксакова). Эти абсолютно по-гоголевски бесовские видения, искушающие, кстати сказать, не только Городничего, раз за разом разрушают идиллию прекрасно-умиротворенной атмосферы его райского сада и дома (художник – Анна Митко, костюмы Анастасии Горбушиной), заставляя Антона Антоновича тщетно стрелять в своих бесов из постоянно дающего осечки револьвера. 

Перед нами не костюмированное ретро и не история из жизни современного офисного планктона, а загадочный, временами шутливый хоррор, разворачивающийся на фоне карты России-матушки с указанием сумасшедшего количества верст до Парижа, Москвы, Сызрани, в окружении растущих на деревьях и кустарниках различных квитанций и бланков, указаний, разрешений и запрещений. 

На сцене откровенно мелкий уездный городок со столь же мелкими по своей сути обывателями. Городничий в исполнении Владислава Штиля лишен традиционного веса и масштаба. Он не монстр, не тиран и не деспот. При известии о визите ревизора этот мелкий прохиндей теряется до потери ума. В сообществе, а точнее сказать, в монолитной банде чиновников отражены все человеческие пороки (Андрей Бурнаев – Хлопов, Евгений Морозов – Ляпкин-Тяпкин, Олег Егоров – Земляника, Владимир Калялин – Шпекин). Сколь непохожи друг на друга, столь же и прекрасны существующие в тандеме помещики Добчинский и Бобчинский (Сергей Малышев и Никита Константинов)! 

От спектакля к спектаклю, от роли к роли актерская палитра Артемия Кондрашова становится все более разнообразной и яркой. В образе Хлестакова он порхает словно мотылек. Он взрывает зал аплодисментами, выходя из гостиничного номера в цветастом наряде абсолютно современного гламурного унисексика. Он чертовски обаятелен и в сцене вранья о петербургской жизни, и в любовных дуэтах с Анной Андреевной (Татьяна Леднева) и Марьей Антоновной (Мария Зинова). Для такого Хлестакова Осип (Николай Гонтаренко) – не просто слуга, а дядька, опора во всем и всегда. 

Глубина гоголевского мистического реализма особенно ощутима в сцене видения пляски загубленных русских душ и при перевоплощении бесовских Инкогнито в слесаршу Похлебкину и Жену унтер-офицера. В эти мгновения нервно вздрагивает Хлестаков, затихает зрительный зал. Ни природа русского человека, ни общественное сознание за прошедшие два столетия не изменились. На зеркало неча пенять, коли рожа крива – по-прежнему во властных коридорах на всех этажах вертикали все та же, особая порода людей. Публика воспринимает спектакль на ура! 

В этом «Ревизоре» масса образных идей, выросших из гоголевского текста. Жаль, что премьера изобилует излишней ориентацией актеров на зрительный зал и постоянными апартами. Первый акт по сравнению со вторым выглядит не столь многоплановым и мистическим. Но это вполне поправимо, если работа будет продолжена буквально парой-тройкой репетиций с режиссерским разбором. Премьера – лишь начало жизни спектакля...

Автор: кандидат филологических наук, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, «Золотое перо губернии» Александр Игнашов.

Опубликовано в газете «Культура. Свежая газета» №14 (143) октябрь 2018.